Дети и счётные палочки

Когда я ходила в первый класс, у меня была азбука (хотя я читала толстые книжки с четырёх лет), были прописи (что не помешало многим учителям снижать мне оценки за некрасивый почерк), был новенький пенал с карандашами, а ещё у меня была коробочка со счётными палочками.

Мы все носили эту коробочку в школу весь первый класс, но палочки нам ни разу не понадобились. Потом та же история повторялась, когда пошли в школу мои дети. Каждый из них носил в первом классе в школу счётные палочки, но использовали они их один-два раза, если вообще вынимали из портфеля.

А я — большой поклонник счётных палочек. С ними можно придумать массу интересных и разнообразных заданий для дошкольников и первоклассников, причём в процессе этих игр можно и считать, и геометрией заниматься.

Вот, скажем, простая штука: продолжи узор по клеточкам. Некоторым детям сложно выполнить это задание, потому что моторики не хватает, карандаш плохо держат, линии дрожат и тп.
Хорошо, но палочку-то положить в нужное место проще!

IMG_1253
и просим продолжить узор на полу или на ковре, из цветных палочек

IMG_1254
со сложными узорами можно запутаться, тогда мы подходим и помогаем пересчитать палочки, обсуждаем…

IMG_1258
если очень хочется, можно потом выбрать тот узор, который понравился, и попробовать его же нарисовать по клеточкам…

IMG_1271
А можно предложить и другие игры с палочками. Например, вытаскиваем из мешка доминошку, скажем, 4-6, и к ней прикладываем 4 палочки одного цвета и 6 палочек другого цвета.

А можно играть аналогичным образом с игральным кубиком…

Можно попросить сложить из 5 палочек одного цвета и 5 палочек другого цвета две картинки, одинаковые по форме. А потом можно предложить детям удвоить фигурку из палочек — каждую палочку заменить на две.

Но я-то больше всего люблю сложные задания, во время которых каждый из детей занят своим делом. Вот недавно как раз у нас было несколько подобных уроков, и они были очень диагностичны — в плане готовности детей к школе.
Детям перед школой важнее всего не научиться читать и считать, и даже не научиться тихо сидеть и никому не мешать. Им надо научиться запоминать и удерживать в голове длинную инструкцию, включающую в себя сложную последовательность действий. И некоторые дети, которые отлично умеют читать и считать, не могут справиться с подобным заданием.

Игра была такая:
IMG_1431
сначала я просила каждого взять 5 счётных палочек одного цвета, и сложить те картинки, которые нарисованы на доске. А потом нарисовать у себя в тетради по клеточкам то, что ты сложил.

IMG_1434
После этого, убедившись, что повторить картинку и зарисовать её, все могут, мы перешли к основному заданию.
Я спрятала в 6 местах класса за ширмами картинки из пяти счётных палочек.
Розовые — самые простые.
Жёлтые — чуть сложнее.
Красные — сложные.

За каждой ширмой картинки были разные.

IMG_1432
Задача у детей была такая:
найти за ширмой картинку из розовых палочек, запомнить её, вернуться к своему столу, и сложить из своих палочек такую же картинку. Потом зарисовать картинку — и с рисунком сходить к ширме, проверить, что всё правильно. Если картинку сложил и нарисовал, то можно идти и искать за другой ширмой следующую картинку. Её тоже нужно запомнить, сложить, зарисовать, проверить…

В итоге все дети заняты, каждый своим делом.

IMG_1433
Кто-то нарисовал уже все розовые картинки и начал рисовать жёлтые. А кто-то не может не отвлекаться, и смотрит, что складывают другие. Кто-то не запомнил инструкцию, или перепутал, какого цвета картинки мы сейчас запоминаем. Кому-то нужно постоянно напоминать, какой следующий шаг нам надо сделать. Некоторым для запоминания одной картинки приходится сбегать к ширме раз пять…

Получается, что все при деле, каждый выполняет по мере сил своё задание, и при этом все сосредоточенно ходят по классу, тренируют память, пространственное мышление, умение рисовать схемы…

Запись опубликована в рубрике Дошколка, Игры, Наши проекты, Необычная математика с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 5 = 1