Играем с дыркой от бублика

В настольной игре Банды умников «Читай-Хватай» круглые карточки упакованы в картон, и перед началом игры нужно выдавить из картонной подложки сами карточки. Игру и карточки мы используем активно, и отнюдь не только для чтения, но сейчас речь не о том.
Когда карточки вынуты, остаются прекрасные дырки от бублика, точнее, картонки, в каждой из которых по 6 ровных круглых дырочек. Выбросить такое богатство у меня рука не поднимается – отличный ведь счётный материал для малышей! Почти что нумикон, только картонный и крупный.
И вот на занятиях с самыми младшими, которым по 4 года, мы вынимаем эти картонки. А ещё достаём кубики unifix, 3 синих и 3 жёлтых – для каждого из нас.
Я прошу расставить кубики по домикам, повторяя узор за мной. Начинаем с совсем простого: три синих кубика внизу, три жёлтых над ними. Мы сидим по кругу, и моя картинка некоторым детям видна сбоку. Перевернуть её в уме – сложная задача для многих детей 4-5 лет, поэтому они поворачивают «домик» не к себе, а точно так же, как у меня.
Потом я убираю по одному кубику каждого цвета, и расставляю по домикам оставшиеся. И эта задача ничуть не проще!

PA250632
Взрослым кажется, что расставить 4 кубика по домикам в нужные клеточки-окошки совсем просто

PA250633
Синие слева, жёлтые справа — чего там делать-то?

PA250634
но многим четырехлеткам нужна помощь
Они не видят разницу — как они сложили, и как на образце

PA250635
А теперь надо расставить 3 синих кубика и один жёлтый…

PA250636
Получилось!

PA250637
А это уже сложнее…
В некотором смысле эта задача — про понимание таблиц и схем


Расскажу немного подробнее про нумикон.

Это такой счётный материал — пластинки с дырочками. Большие синие прямоугольники — 2 ряда по 5, десятки. Зелёные квадратики — четвёрки, бирюзовые прямоугольники — по 6 дырочек, и все чётные числа — это прямоугольники, а все нечётные — с торчащим кусочком.

Мы с детьми совершенно по-разному используем нумикон. Иногда я прошу детей: «Принеси 2 одинаковые пластинки, скажи мне, сколько на двух пластинках дырочек, а я угадаю, какого цвета у тебя фигурки.»
Иногда я прошу взять 2 разные фигурки — и сосчитать на них общее число дырочек.

А в этот раз мы играли в геометрические задания с нумиконом.
Я заранее нарисовала разные фигуры — и просила детей собрать такую фигуру из двух разных деталек.
Многие дети сперва собирали фигурку правильной формы, но не из двух больших, а из трёх-четырёх мелких деталей.
-Молодец, — говорю я в таком случае, — собрал всё правильно, а можно ли было вместо этих 4 деталей взять 2 и сложить такую же картинку?

PA240539
-Смотри, у этой задачи несколько правильных решений!

PA240538
а можно ли не из трёх деталей было собрать?

PA240540
дети увлечены

PA240542
получилось из двух!

PA240545
каждый работает в своём темпе

PA240555

PA240547
смотри, смотри, у меня получилось!

PA240570
А с шестилетками задание было сложнее:
возьми две разные детали нумикона, сложи из них картинку — и нарисуй ее по клеточкам.

А потом переложи одну из деталей в другое место — и нарисуй новую схему.
PA240572
Каждый рисует свою фигурку, нет смысла списывать, ведь детали все взяли разные.
И потом каждый считает, сколько клеточек получилось в его картинке.

Поделиться:
Запись опубликована в рубрике Дошколка, Наши проекты, Необычная математика с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: Играем с дыркой от бублика

  1. Евгения говорит:

    Вот и у меня остались прямоугольники с 6 окошками от игры!!! спасибо за идею!!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

47 − = 43