Заниматься с детьми математикой. Как?

Я вчера провела семинар на конференции, за полтора часа, конечно, почти ничего не успела внятного рассказать и показать, но очень надеюсь, что сумела показать какие-то важные для меня принципы работы.

Первое, что кажется мне очень важным:
Математика — не телепатия. В ней надо понять, а не «просто выучить».
В математике есть стройность, но её надо научиться видеть.
И если сам взрослый математику не любит, боится, и тем более считает её невыносимо скучной, то не стоит браться за занятия с детьми. Во всяком случае, надо ДО занятий с детьми найти в математике те темы, которые радуют лично вас.
Потому что если взрослый считает, что математика — это сложно, непонятно и скучно, то он своё отношение почти наверняка передаст детям.

Математика — это не только примеры, бесконечные примеры с числами, столбики и столбики, и целые страницы скучнейших примеров. Нет, математика — другая!
Откройте великолепную книжку «Математическая составляющая», откройте сайт «Математические этюды»  — вы увидите, сколь многогранна и интересна настоящая математика.
Откройте тетрадку «Математика — это красиво» издательства МИФ, и «удовольствие от Х», «Алиса в стране математики», возьмите для вдохновения книгу Звонкина «Малыши и математика», да масса есть прекраснейших книг про нескучную математику.
Сборники задач про слонёнка Лу, сказки Лёвшина про магистра рассеянных наук и другие, книги Смаллиана.

Математика — это и логика, и геометрия — отнюдь не только арифметика.
В математике есть задачи, у которых много правильных ответов.
Математика — это не каллиграфия, и не столь важный математический навык — красиво писать цифры, а вот умение рассуждать — важно.
Каллиграфия и правила оформления — навык, который вполне доступен детям в 3-4 классе, но который отнимает слишком много сил у первоклашек, которым пока и суть сложна. И мы спасём много нервов, если в самом начале избавим детей хотя бы от части сложностей, связанных с оформлением.
В математику можно играть — и это мой самый, наверное, главный тезис.

про это и моя книжка «Математика вприпрыжку«,
и предыдущая — «Пирог с математикой«

В геометрию можно играть с кубиками, со счётными палочками, с геодосками, с любым конструктором и даже с настольной игрой.

В арифметику можно играть с самыми разными настольными играми:
Турбосчёт
Спящие королевы
Свинка10
Фрукто10
Цветариум
Зевс на каникулах
Код фараона

А можно нарисовать свою самодельную игру-ходилку, и играть с двумя игральными кубиками, двигая фишки на сумму или разность того, что выпало.

Можно использовать задачи прошлых лет с разных олимпиад, а можно взять за основу программу учи.ру (у них, кстати, появился раздел с задачами «со звёздочкой») или «математика дома»

В общем, главное, наверное, о чём я рассказывала — это что математика — это не скучно, и в ней есть простор для творчества. Но главное — сперва родителям самим увлечься.
Кому-то больше нравятся геометрические задачи, а кто-то обожает задачи про рыцарей и лжецов, или про развёртки…
В математике с детьми много простора для творчества!

И при этом важно понимать, что все люди разные, у кого-то одна игра или задачка идёт на «ура», а у соседа эта же игра вызывает скуку.

Запись опубликована в рубрике Дошколка, Игры, Настольные игры, Необычная математика, Новости, Размышления, Статьи, Телепатия, Школа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 + = 25