Проигрыш в игре: учим правильно реагировать

Как сделать, чтобы дети не обижались из-за проигрыша? Как быть, если ребенок не любит проигрывать?

Есть несколько важных правил, которые стоит помнить родителям, если они хотят научить ребенка играть.

Чего точно НЕ НАДО делать?
Не надо смеяться над тем, что ребенок проиграл. Например, ребенка вышибли, а вы говорите: «Эх, ты такой неуклюжий, поэтому в тебя попали мячиком». Он больше не захочет играть с вами в вышибалы. Если вы все время будете подчеркивать: «Вон Вася, смотри, как ловко от мячика уворачивается, не то, что ты». Неудивительно, если ребенок не захочет после этого играть.
И еще одна важная вещь – не старайтесь сами во чтобы то ни стало выиграть у своего ребенка. Вы и так во многом взрослее, сильнее, у вас и так масса преимуществ. Необязательно в какой-нибудь игре изо всех сил стараться ребенка обыграть.

Что мы можем предложить?
Например, настольная игра «Доббль», где надо на двух карточках отыскать одинаковых зверей или фигуры. Конечно, по правилам это игра на скорость. Но очень многие дети напрягаются, когда играют на скорость, по крайней мере, первые несколько раз. Когда вы знакомите ребенка с игрой, не играйте на скорость. Играйте по кругу, по очереди.
Вот та же самая игра «Доббль» − она состоит из круглых карточек, на каждой карточке 8 картинок. Карточки устроены так хитро, что какие бы карточки мы ни взяли, всегда есть одна и только одна картинка, которая и на первой карточке, и на второй. Всегда есть что-то совпадающее. Не бывает такого, чтобы не было. Что мы можем предложить? Вы просто даете каждому ребенку две карточки. Например, у нас есть старший ребенок и младший, очевидно, что они играют с разной скоростью. Старший нашел свои совпадающие, говорит: «О, у меня вот тут совпадает мячик!». Отлично, даете ему другие две карточки. А младшему в это время помогаете отыскать: «Смотри, дельфин есть? Нету. А елочка есть? Нет. А черепаха? О, смотри, у тебя тут совпадает черепаха». И потихонечку, когда уже оба поняли, тогда уже можете играть. Но не на скорость, а по кругу. «Вот сейчас каждый ищет, что у него совпадает. Сейчас Вася ищет, потом Петя, затем Наташа − по очереди».

Некоторые скажут, что тогда старшему ребенку неинтересно. Хорошо, можно играть по-другому. Когда уже все точно поняли правила, мы договариваемся так: когда кто-то три раза подряд взял карточку, потом три раза уступает. Таким образом он сам, старший например, соревнуется со взрослым. И, надо сказать, в некоторых играх детям бывает довольно-таки легко обыграть родителей. А младшему вы не то чтобы даете фору, но вы ограничиваете его в тот момент, когда он набрал три карточки подряд. Если старший так быстро набирает, отлично. Вот набрал три, теперь три уступи. Часть взрослому, часть младшим детям.

Кроме того, вы сами − образец того, как реагировать на игру. Помните, что мы же не корову проигрываем. Играли-играли, видно, что у одного много, у другого мало. Скажите: «Что-то у тебя маловато карточек. Мне кажется, что пора с тобой поделиться. Кто еще готов поделиться? Вот я тебе дам три карточки, хорошо?»

Тут и старшему ребенку понятно, что он может тоже выглядеть щедрым и добрым и может уступить малышу одну-две карточки. А ваша задача в этот момент поддержать его: «О, как хорошо, что ты такой добрый! Отлично, что ты поделился».

И еще одна вещь, которую важно помнить: с ребенком очень полезно договариваться до игры: «Помнишь, ты в прошлый раз очень обиделся, когда тебе показалось, что Саша тебя обыгрывает? И даже кричал и пытался раскидать все карточки. Мне так не нравится. Давай мы будем играть для радости. Если тебе игра не в радость, ты говоришь: «Стоп. Я дальше не играю».

Это лучше, чем швыряться картами или начинать драку из-за того, что кто-то у кого-то выиграл три карточки. Игра для радости, вновь это повторяем. И если вы видите, что дело идет к конфликту, что ребенок закипает, ваша задача как взрослого показать, что вы это видите и что вы готовы ему помочь: «Я вижу, тебе обидно. Саша уже много карточек набрал, а у тебя еще мало. Саша, ты готов сейчас уступить? Давай, сейчас Миша ищет. Ну, Миша, что у тебя тут?»

Вы вовремя останавливаете и вовремя напоминаете: «Мы договорились, мы играем для радости, и если игра не радует, не играем».
То есть у ребенка есть приемлемый, нормальный способ выйти из игры. Он может вовремя остановиться и сказать:« Все, мне больше не смешно, я не хочу больше в это играть ».

И ваша задача в этот момент − поддержать его. Потому что это гораздо более цивилизованный способ, чем когда ему покажется, что кто-то обыгрывает его, схватить коробочку и раскидать все карточки или начать кататься по полу с воплями. Вы-то помните, что это игра. И рано или поздно дети учатся, что игра – это игра. Надоело – отложили. Выиграл в одной игре, проиграл в другой, ничего страшного.

Можно давать фору. Во многих играх есть возможность, скажем, дать ребенку чуть больше карточек сразу при раздаче или чуть больше ему помогать, когда его ход. Но я не призываю вас специально поддаваться. Я предлагаю дать каждому из детей возможность играть на своем уровне, чтобы ему было интересно.

(Фрагмент прямого эфира вебинара «Игра и дети» проекта Большая медведица)

 Приобрести записи всей серии вебинаров можно тут.

 

Запись опубликована в рубрике Дошколка, Игры, Настольные игры, Новости, Размышления, Семинар, Статьи с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: Проигрыш в игре: учим правильно реагировать

  1. Joshua говорит:

    (apologies that I can’t write this comment in Russian)

    Another important idea is to involve older/more advanced kids in designing modifications to the rules so that everyone can have fun together. A quick conversation with them before starting to play:
    — «How can we teach this game to your younger brother?»
    — «What parts of the game do you think will be hard for him?»
    — «What can we do to make it fun for everyone?»
    — etc

    Some benefits, mostly for the more advanced player:
    (1) encourage them to see the game from someone else’s perspective
    (2) encourage them to think critically about the structure of the game
    (3) encourage the players to take ownership of the game, including giving them the freedom to modify it to better suit their needs
    (4) uncover creative solutions that you (the parent) might not have identified

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 81 = 89