Можно ли играть в математику? Играть в математику необходимо — расскажу, как и зачем

Многие дети, да и  взрослые, привыкли считать, что математика – это скучно. А мы любим с детьми играть в математику, и даже регулярно проводим математические игротеки (например, приезжаем в школу или детский сад).

Математика – это красиво! И мы стараемся показать детям разные необычные задачи из математики. Например, задачи, у которых несколько правильных ответов. Задачи с шифрами. Многогранники и развёртки. Мы рисуем фракталы, завязываем узлы по схеме и экспериментируем в случайном лабиринте, рисуем проекции к деталям конструктора и играем в математические игры.

Геометрические головоломки: танграм и пентамино

В школе геометрию начинают изучать ближе к старшим классам. Но кто нам мешает играть с детьми в геометрические головоломки, такие, как танграм и пентамино?

Выложить картинку прямо на схеме, которая нарисована в том же размере – проще, а собрать картинку по маленькому чертежу – куда сложнее.

Как самим вырезать танграм из квадратного листа бумаги?

Какие из деталей пентамино взять для того, чтобы сложить такую картинку?

Какие детали тут точно не могут быть использованы?

Все эти головоломки отлично развивают пространственное мышление и логику.

Гороховый конструктор

Эту простую идею можно найти в журналах по педагогике, датируемых примерно 1900 годом. В книгах, описывающих игры Фребеля, и в немецких журналах прошлого века про занимательные игры с детьми.

Вам понадобится цельный горох нут (или зелёный посевной горох из фермерского магазина).

Горох надо замочить на 9-12 часов в холодной воде. На 200 грамм гороха вам понадобится 2000 зубочисток. А ещё фантазия и пространственное мышление.

Втыкая зубочистки в размоченные горошины, мы можем собрать куб, пирамидку-тетраэдр, октаэдр и даже икосаэдр! А можем построить дома и башни, арки и дворцы, ракету или корабль…

Вы думаете, что эта забава не имеет отношения к математике?

Собирая свои собственные домики и кубики из горохового конструктора, дети сами смогут понять, чем отличаются плоские фигуры от объёмных, и как можно сделать разные углы в пространстве. Если ты воткнул свою зубочистку не под тем углом, то кубик не получится!

Этот простой конструктор в равной мере увлекает детей и родителей, хорошо подходит для игр на даче в дождливую погоду и в классе на школьном празднике.

Игра в танчики

Во многих тетрадках и задачниках для детей встречаются задания, где надо дорисовать симметрично вторую часть картинки. А можно взять чистый листочек бумаги, и вспомнить простую игру из нашего детства – танчики.

Сгибаем пополам лист бумаги, и на одной стороне листа рисуем несколько небольших танков-мишеней.

IMG_4458

Второй игрок на чистой стороне листа рисует точки-выстрелы. Потом сгибаем лист по линии, и смотрим, попали ли наши выстрелы в мишень.

Для многих детей эта игра не так уж проста, и им бывает довольно сложно скорректировать выстрел, и понять, сдвинуть ли выстрел дальше от сгиба или ближе, повыше или пониже…

Игра отлично развивает глазомер и в то же время радует детей.

Придумываем свои задачки про шоколадки для близнецов.

В олимпиаде «Плюс» на сайте учи.ру несколько лет назад была задачка про шоколадки, которые надо разделить по границам клеточек для двух близнецов. Резать шоколадки надо на части, одинаковые по форме и по количеству клеток. И у таких задач часто есть несколько правильных решений. Например,шоколадку можно разделить так, а можно – вот так.

А можно самим нарисовать несколько фигурок тетрамино или пентамино и придумать свои задачки про шоколадки, а потом меняться задачками друг с другом.

Считаем на пальцах

Психологи и учёные доказали, что детям очень полезно считать на пальцах.

Вы можете научить детей нескольким играм. Для начала можно придумывать разные способы показать на пальцах число 6. Кто сказал, что только 5 + 1? Есть ведь и другие варианты, например, 3 + 3 или 4 + 2.

А если позвать товарища, то вариантов станет ещё больше. Можно предложить двум детям вместе показать на пальцах 12. А когда они, договорившись, покажут 10 + 2, похвалить и попросить придумать другое решение, чтобы никто не показывал ни 5, ни 10 пальцев.

А есть и такой вариант игры: взрослый называет числа от одного до десяти, но иногда одно число «забывает». Например, 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10. Дети внимательно слушают, и забытое число показывают на пальцах. Отгадывать проще, а вот побывать на месте водящего – намного сложнее!

Настольные игры на логику, внимание и счёт

В последнее время появилось великое множество ярких и симпатичных настольных игр, которые развивают внимание, логику, скорость реакции.

Вот, например, игра «фруктаж».

Отчасти она похожа на игры «доббль» и «барабашка».

На каждой карточке – 15 фруктов пяти сортов. Например, 1 ананас, 2 клубники, 3 банана, 4 малинки и 5 апельсинов. А на другой карточке 1 банан, 2 апельсина, 3 малинки, 4 клубнички и 5 ананасов.

Карточки стопкой лежат в центре стола. Одну из карточек переворачивают, а у неё на обороте написана, к примеру, цифра «4». Тогда надо быстро сосчитать, какого фрукта ровно 4 на верхней из открытых карт. Кто первый сосчитал, тот и забирает себе карту, и верхнюю карточку переворачивают, на ней нарисована малинка. Теперь надо посчитать, сколько малинок на верхней карте.

Есть ещё более динамичная и весёлая игра «Котосовы», тоже примерно с таким механизмом.

На каждой карточке – 7 зверей, скажем, 2 котика и 5 сов, при этом 1 кот пятнистый, остальные 6 зверей полосатые, и 3 зверя рыжих, а 4 синих.

Бросаем кубик с признаками. Если выпал «синий» — считаем, сколько синих зверей. Выпало «полоски» — считаем, сколько полосатых.

А есть и более сложный вариант: бросаем кубик с количеством. Выпало «4» — ищем, какой признак у нас встречается ровно 4 раза. Ага, синий цвет.

Если дети не любят играть на скорость, то каждому игроку открываем свою карточку. А если игроки примерно одинаковые по силам, то играем на скорость…

Игра «турбосчёт»

Быстрая и динамичная игра, в которой ситуация на столе всё время меняется. Успеешь ли ты вовремя увидеть, что правило выполнилось и пора хлопнуть по столу и крикнуть «турбо»?

На карточках у игроков звери: ёжики, лягушки и птички. В центре стола лежит правило, например «ровно 6» — тогда надо ровно 6 птичек, или 6 ёжиков, или 6 лягушек, считая все открытые карты на столе. А бывает правило «птичек больше, чем лягушек» или «ёжиков больше, чем 4». Карты со зверями лежат стопками перед игроками, закрытые. Каждый в свою очередь открывает одну карту и выкладывает её открыто перед собой. Если правило выполнилось, то любой из игроков, кто это увидит, может хлопнуть по карточке с правилом, и сказать «турбо». Тогда он эту открытую карточку с правилом выиграл, и открывают новую карточку с правилом. А все открытые карты игроки переворачивают и убирают вниз своей стопки.

Если вы хотите, чтобы дети понимали, что такое состав числа, а не заучивали его наизусть, эта игра отлично подойдёт!

Запись опубликована в рубрике Дошколка, Игры, Настольные игры, Наши проекты, Необычная математика, Новости, Статьи, Школа с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 1 =