Семинар для преподавателей. А каково оно — самому учиться чему-то?

В субботу у нас был семинар для преподавателей «Математика вприпрыжку».
Нередко преподаватели приходят с крепким убеждением, что они сами всё отлично знают, и осваивать что-то новое они не готовы. А тут народ пришёл увлечённый и готовый учиться, это было очень приятно.

А мы ещё перед началом семинара научили всех желающих играть в пиццу, в «Делиссимо«, математическую игру про дроби от фирмы «Банда умников».
И было видно, что осваивать правила новой игры многим совсем не легко, и выбрать нужные карточки с подходящими кусками пиццы — целое дело. И кто-то уже понял, и начинает подсказывать. А кто-то отодвигает его и просит: «ну погодите, я хочу сам понять и сам сделать ход!»
И так хорошо, что эта игра — не на скорость!
А ещё очень заметно, что одно дело — прочитать на листочке правила игры, а совсем другое — поиграть с тем, кто эту игру знает и готов помочь тебе освоить правила.

Начали мы семинар с того, что … дали учителям задание.

Мы заранее разложили в соседней комнате на подоконнике картинки из счётных палочек, простые — из 5 палочек, посложнее — из 6 и 7 палочек.
Выдали инструкцию: «Сходить в ту комнату, там запомнить одну или несколько картинок из зелёных палочек, потом вернуться в зал и нарисовать то, что запомнили, на листочке в клеточку. Когда запомните несколько зелёных картинок, идите запоминать жёлтые. Потом — синие»
Рассказали задание — и дальше человек 5 начинает задавать одни и те же уточняющие вопросы, оказывается, кто-то всё прослушал.
Кто-то уже ушёл и запоминает картинки. А кто-то только переспрашивает и уточняет, что делать. Кто-то может запомнить по 5 картинок разом, а кто-то и одну с трудом может «донести» в уме до соседней комнаты.

Минут десять так ходили туда-сюда, запоминали, рисовали картинки.
И в итоге почти все придумали себе стратегию запоминания разных картинок, типа «буква П с ушами посередине» или «в середине буква Е», и на ней буква «Н» или «вилка на длинной ножке, а под ней две палочки сбоку»

На самом деле, во всей этой игре для мена как раз самое интересное — это то, как люди умеют вырабатывать себе новые стратегии. Вот они этого только что не умели, а теперь умеют.
И детей мы хотим в идеале научить именно этому — не только действовать по инструкции, но и придумывать свой способ- как решить новую задачу, с которой мы ещё не сталкивались?

А потом уже мы начали обсуждать, как дети понимают идею количества, вредно ли считать на пальцах, что можно выучить, не усаживая детей за парты, какие подвижные игры можно включить в занятия математикой…

Потом мы предложили участникам семинара ещё несколько практических заданий разной степени сложности — построить по изометрии что-то из кубиков или из плашек, зарисовать свои схемы по бумаге в треугольную клеточку,  придумать как можно больше слов с заданными согласными.
Показывали разные задания с кубиками «СЛОЖИ УЗОР» и с катамино, с геодосками и резиночками.

А потом мы в очередной раз обсуждали, что дети часто путают внешний вид цифр, но это не значит, что они не понимают идею количества.
Вот я могу взять и написать на доске китайские иероглифы, которые обозначают числительные, и могу произнести их по порядку, от 1 до 10, хоть три раза подряд, но после этого им — взрослым людям — не становится понятнее, что больше «сы» плюс «у» или «ба» плюс «лёу»
А ведь дети подчас оказываются именно в такой ситуации. Идею они понимают, а вот где какой значок — не очень.
И если спросить, на какой карточке нарисовано больше зверей, и показать карточки от игры «турбосчёт», на которых 8 ёжиков и 5 птичек, то дети уверенно отвечают, что ёжиков больше.
А если просто попросить написать знак между цифрами «8» и «5», то для некоторых детей это ничуть не более понятно, чем иероглифы.

В конце успели научить взрослых играть в сет, котосовы и барабашку.

Поделиться:
Запись опубликована в рубрике Настольные игры, Наши проекты, Семинар. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

95 − 94 =