Экспериментируем вместе с детьми

Мы несколько раз проводили урок на кружке или станцию на мат игротеке, когда предлагали детям измерять свой рост, сажень, обхват головы и тп. Брали сантиметры портновские — и всех измеряли.  Вы бы видели, как это увлекает детей.

Так вот, на фестивале в Менделеево на лекции, где было, к сожалению, совсем мало народу, Роман Борисович Соловьёв рассказывал, как он строит с детьми проектные работы — отталкиваясь от разных очень простых самодельных приборов.

Роман Борисович как раз про это и говорил: если вы ищете темы для исследовательских работ с детьми, то начните с самого очевидного — предложите детям измерять самих себя, соседей, родителей, одноклассников…

IMG_1705
что у нас толще — обхват голени или обхват шеи или обхват плеча?

IMG_1706
что больше, размах рук или рост?

IMG_1708
как мы можем измерить ширину головы?
можем надеть два пустых пакета из-под сока на линейку, пакеты поставить по краям — и увидим расстояние на линейке между ними…

IMG_1699
а можно из бутылки питьевой воды на 22 литра, и бутылки на 5 литров и куска шланга сделать прибор, который будет измерять объём лёгких…

IMG_1702
в большой бутыли вода, маленькая отрезана и перевёрнута — и в неё мы через шланг выдыхаем….

IMG_1703
вот, видите, как много воздуха у меня в лёгких поместилось?
А как вы думаете, у кого больше будет этот объём выдыхаемого воздуха?
Как это узнать?
Мы не знаем, надо проверить.

И мы можем предположить, что это зависит от роста человека или от его пола, от того, занимается ли он плаванием или играет на трубе. Но пока это наши гипотезы, и мы не знаем ответа, а можем только провести серию экспериментов — и проверить.

IMG_1686
а вот этим прибором мы можем измерять силу ветра, то есть это очень упрощенный анемометр (труба из пакета из-под сока, без донышек, в трубе сбоку приклеен транспортир, а внутри висит лёгкая шторка из пластика)

Мы можем измерять силу ветра в лесу и на полянке, а можем — в сосновом лесу и в берёзовом…

IMG_1684
Из пустой бутылки, у которой мы отрезали верхнюю треть и перевернули вверх ногами как воронку, и приклеили обратно, мы можем получить вполне приличный осадкомер. Поставим на поле и в лесу — и узнаем, где выпадает больше осадков.
А в каком лесу больше дождя падает на землю?
Мы не знаем, но мы можем поставить подобные приборы под сосну и под ёлку, под осину и под клён — и узнаем, у какого из этих деревьев самая плотная крона…

Нам не нужна большая точность измерений, нам все эти приборы важны для того, чтобы пробудить интерес, ну и как повод поговорить с детьми про то, что нас окружает.

IMG_1688
вот, например, берём тонкую жестяную банку из-под оливок, натягиваем сверху воздушный шарик, на него резинкой крепим палочку — и получаем простейший прибор, который измеряет температуру … в сантиметрах.
Почему?
А потому что в банке расширяется воздух, и палочка опускается.

Что мы можем измерять таким самодельным термометром?
Например, температуру воздуха у батареи — и у двери, или то, насколько мы можем нагреть банку зажигалкой…

IMG_1692
можем нагреть — и измерить

IMG_1693
а этот прибор измеряет температуру рук.

Можно обсудить с детьми, от каких параметров может зависеть температура рук у разных людей…

IMG_1694
а таким прибором можно измерять, кто сильнее дует

IMG_1695

получила прямо-таки несказанное удовольствие от посещения лекции

Запись опубликована в рубрике Новости с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

58 − 48 =