С какого возраста начинать заниматься математикой?

С младенчества! А в математическом кружке — с 4 лет. Как и почему?

Этот вопрос родители мне задают очень часто: с какого возраста нужно начинать заниматься с детьми математикой?

Обычно я отвечаю, что в моих группах дети занимаются с 4 лет. Если нужно, объясню, почему именно с 4.

Но иногда мне хочется спросить, а что вы подразумеваете под «заниматься математикой»? Садиться за стол и решать примеры в тетрадке? С того возраста, как ребенку самому станет это интересно.

Ребенок «начинает заниматься» математикой с младенчества. Дальше-ближе, больше-меньше — это математические понятия. И нормативный ребенок осваивает их, когда начинает тянуться, хватать, ползать, ходить. Самое простое — вот она игрушка, потянулся, ах нет, потянулся еще — и пополз. Вот она мама, рядом, держусь за стул, тянусь к маме, ах нет, тянусь еще, падаю, ах нет, не падаю, и вот уже мама обнимает меня, и вот он первый шаг. Первый шаг на четвереньках, первых шаг на двух ногах, радость и гордость родителей, — а мозг ребенка анализирует огромное количество информации из действий и из ощущений тела и результата выводит мощное — понятие о соотношении предметов.

Форма предмета, его объем, предмет в пространстве — это математика.

Пирамидка, кубики, матрешки, стаканчики разных размеров — это математические игрушки. Переливание ложкой воды из одной чашки в другую — это математическая игра.

Купание в ванне с тремя пластиковыми утятами — тоже математическая игра. Почему? Потому что когда ребенок понимает, что три утенка — это некое 3, точно такое же, как три печеньки или три машинки, такое же как три пальца и как мама три раза погладила по голове и три раза спела песенку, — когда ребенок вдруг понимает, что есть некое универсальное 3 — ребенок понимает математику.

А не тогда, когда ему покупают тетрадь с задачами или приводят в «мышематическую» группу.

Я сейчас объясню, почему я в группе работаю с детьми от 4 лет. Просто потому, что четырехлеткам уже можно ставить какие-то осмысленные задачи и они уже достаточно социализированы, чтобы взаимодействовать в группе.

Трехлетки будут больше думать о том, где мама и когда она придет, а не о задаче и игре. Трехлеткам и меньше лучше играть в математику с мамой и с папой. У них пока еще главный канал восприятия — взаимодействие со значимым взрослым. Они еще не готовы (мозг не дозрел) оперировать абстрактными понятиями и знаками. Для них гораздо важнее ролевая игра.

И, кстати, ролевая игра как раз подводит их к математике. Одна из основ ролевой игры — это «давай, как будто это…» Если в 11 месяцев малыш тащил к книжке про медведя, читаемую мамой, своего мишку, то в 2,5-3 года (кто-то и раньше) он готов признать, что «как будто» медведем может быть шишка, палец, кубик, а медведь может быть «как будто» доктором айболитом, бармалеем, тигром или человеческим ребенком. Это «как будто» — мощный шаг к математике.

В 4 года дети, как правило, уже готовы какое-то время играть со сверстниками без родителей, готовые взаимодействовать с другим взрослым, их мозг готов воспринимать знаки (цифры и буквы), многие уже «умеют считать», то есть рассказать стишок «один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять», хорошо держат ручку или карандаш, могут воспринимать и выполнять задания из нескольких этапов.

При этом мы все равно «занимаемся математикой» с ручкой и бумагой за столом очень мало. Мы играем в математику с разными предметами (о, какие у нас наглядные материалы!), мы бегаем, прыгаем, ползаем. И считаем при этом ребячьи шаги, прыжки, мои «мяу, кар и гав». Составляем узоры из кубиков (думаете, просто?). И делаем еще много что, интересное детям. И в результате ребенок не просто «занимается математикой», — он начинает ее понимать через себя, через свои пальцы, руки, ноги и даже спины (есть у нас в арсенале игр такой «испорченный телефон», когда считать надо именно спиной), он чувствует математику.

Понимаете?

Поделиться:
Запись опубликована в рубрике Дошколка, Наши проекты, Необычная математика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

31 − = 26