А почему бы нам не посчитать на пальцах?

Хотела бы я знать, откуда, из какого источника идёт идея о том, что счёт на пальцах — это вредно?
В школе у нас нынче обучают счёту при помощи линейки, то есть по числовому ряду, что не кажется мне особенно удачным и логичным решением. Детям объясняют, что 6 + 2 это кузнечик по линеечке скачет вправо, от цифры 6 на 2 шага, вот, смотри, на какой цифре мы остановились. А 6 — 2 — кузнечик скачет влево.
Однако по моим наблюдениям, этот способ наглядности не добавляет совершенно, и крайне неудобен для детей, которые путают право и лево.

Если бы мы взяли счётные палочки, 6 было красных и 2 синих добавили, сосчитай, сколько всего, (или любой другой счётный материал), было бы намного нагляднее и понятнее, чем эта самая линейка.

А можно ту же задачу и на пальцах решать, в этом тоже нет ничего плохого. Покажи мне 6 пальцев (Кстати, а можно ли показать 6 пальцев иначе, не как 5 +1? Можно? А как? Сколько способов ты можешь придумать?). А теперь 6 твоих пальцев и 2 моих — сколько всего вышло?

Важно не выучить наизусть, а понять, что я сама могу (пусть при помощи пальцев, не принципиально) получить правильный ответ.

IMG_4420
покажи столько же пальцев, сколько у меня.
-А сколько пальцев у нас с тобой вдвоём?

IMG_4421
вы втроём показывали одинаковое число, и вышло 23 пальца?
посчитайте ещё раз, пожалуйста!

IMG_4422
А можно ли другим способом показать вдвоём 16 пальцев?
А как показать 16 пальцев втроём?

IMG_1409
А с пятилетками мы активно используем на занятиях не только счёт на пальцах, но и всякий мелкий счётный материал, например, яркие наклейки-ценники.

Сколько написано в серёдке, столько лепестков — жёлтых или оранжевых — надо приклеить.

IMG_1410
А сколько на кубике выпало, столько листиков надо добавить на стебелёк

А теперь посчитаем на кубиках.
У нас есть отдельные кубики по 1 см, есть палочки 1 *10 — это десятки, а есть большие квадраты, 10 * 10, дети проверяют и пересчитывают, и убеждаются, что это сотни.

IMG_2688
я дам тебе палочку и 3 кубика, нарисуй это по клеточкам, и подпиши, сколько это всего.

А теперь 3 палочки и 2 кубика-единички нарисуй и подпиши.

IMG_2689
можно мне и сотню дать?

IMG_2690

И пусть некоторые пересчитывают кубики внутри каждой палочки, иначе они не уверены в результате.

IMG_2687
А другие и с сотнями запросто оперируют.
Но мне не так важно, кто лучше считает, а кто хуже — мне надо дать им пощупать, десяток — это сколько?
А сотня — это как выглядит?

Ещё в наборе есть кубик 100 *100*100.
Одна девочка шести лет у меня его недавно разглядывала, посчитала все грани: сверху сто, снизу 100, слева 100, справа 100, спереди и сзади по 100…
-Ага, — говорит, — я знаю, этот кубик — 600!

IMG_2693
А теперь берём резиночки и связываем спички в вязаночки по десять

IMG_2692
отсчитать ровно 10 спичек и перехватить их двойным оборотом резинки — для некоторых чрезвычайно сложная задача.
И форма задачи изменилась, так что некоторые снова пересчитывают все спички внутри вязанок, чтобы отсчитать ровно 23 спички…

IMG_4408
А это коллега рассказала прекрасное.
Один из пятилеток на занятии спросил, что значит «два в квадрате»,
она объяснила, а к концу урока он написал на доске пример — и написал 2 в квадрате, как он это понял ))

Запись опубликована в рубрике Дошколка, Игры, Наши проекты, Необычная математика с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

60 + = 62