Математический кружок, маткласс, математическая олимпиада — кому это надо и зачем?

Когда я училась в школе, математических классов в Москве было не так уж и много.
Я сама выбрала школу, в которую хочу поступать, год ходила на кружок, потом поступила — в 8 класс (из 10), причём я отлично понимала, что иду в маткласс в первую очередь за хорошей компанией, не столько за математикой.
В обычной школе я была почти отличницей, а в матклассе была отнюдь не самой умной, а скорее наоборот — из самых слабых учеников или в лучшем случае из серёдки.

Сейчас я регулярно слышу вопросы от родителей дошколят: «А как вы думаете, у него достаточно способностей, чтобы идти в маткласс с первого класса?»
Так вот, моё мнение весьма и весьма категорично.
Мне вообще не кажется правильной идея математических классов в начальной школе!
Кружок — пожалуйста! А обязательные уроки — это лишнее.

Я проводила обязательные дополнительные уроки математики во втором классе, и я вижу огромную разницу в мотивации между теми второклашками, у которых это обязательный урок из расписания, и теми, кто сам пришёл на кружок.
Ещё меньше мне нравится, когда родители соревнуются между собой, натаскивая детей на определённые типы «олимпиадных задач», и дети запоминают, что это тип задач, которые нам велели решать вот так.
Математический кружок — для тех, кому нравится думать, искать решение, рассуждать, ошибаться, искать ошибку в рассуждениях, а не для тех, кто непременно хочет быть победителем.

Кружок по математике — это повод пообщаться с другими детьми, которым тоже интересно, повод познакомиться с интересным взрослым, который этот кружок ведёт, и отличный повод размять свои мозги.

То, чем мы с моими учениками занимаемся на кружке, редко встречается в школьной программе.

мы рисуем фракталы


разбираемся с проекциями фигур


придумываем развёртки,


играем в чёрный ящик,

измеряем дверь карандашами,


а удава в слонах и попугаях


обсуждаем координаты


играем с пентаминошками


играем в симметрию с ножницами.
Мне нравится придумывать разные практические задачки, а не листочки с текстовыми «задачами повышенной сложности»


но при этом мы не разбираем заранее задач из Олимпиады ПЛЮС

А с дошкольниками, скажем, мы не занимаемся по моим тетрадкам «мышематика«,
а я для каждого урока рисую новые листочки.

При этом на вопрос родителей, готовлю ли я своих учеников к олимпиадам, я могу смело ответить «нет». Я их никогда не натаскиваю на решение определённых задач.
Скорее показываю им, что можно рассуждать так и эдак, можно рисовать схемы, можно попробовать решить задачу перебором.

Мне нравится придумывать интересные задачи и обсуждать их с детьми, но меня ужасно огорчает соревновательность, которую накручивают вокруг этих олимпиад.
В пробном туре олимпиады ПЛЮС есть игра «быки-коровы», по-моему, она учит думать и рассуждать ничуть не меньше, чем подробный разбор каких-то тем и задач…

Но мне очень грустно, когда родители садятся и вместо ребёнка решают олимпиаду.
Я рада, что родители могут решить задачки для 1-2 класса, но мне жаль тех детей, которые при этом не решают сами, а только записывают мамино или папино решение.
Обсудить задачи потом — очень полезно,
но пока идёт олимпиада, лучше дать детям самим поискать решение.

Запись опубликована в рубрике Дошколка, Картинки, Наши проекты, Необычная математика, Размышления, Школа с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

35 − = 33