Многие мамы торопятся научить ребёнка буквам, показать ему, как из букв складываются слоги и целые слова. Одни дети эти занятия воспринимают охотно, другие — без особого интереса, третьи буквами не интересуются вовсе. Как же быть? Учить ли ребёнка читать — и если да, то как и с чего начать? И зачем вам его учить именно чтению? Вы хотите, чтоб он сидел тихо с книжкой и не путался под ногами? Вам надо похвастаться перед соседкой? Вы видели соседского малыша, которые уже знает буквы и рассказывает стихи наизусть?
Главное, о чём важно помнить, когда вы учите ребёнка чему-либо — вы с ребёнком оба меняетесь в процессе обучения. В итоге ваших занятий малыш приобретает новый навык, например, узнаёт буквы. Прекрасно. Помимо этого меняется его отношение к вам. Если ему интересно с вами, он охотно будет у вас учиться ещё чему-то. А если скучно — будет стараться улизнуть и избежать занятий. Меняется отношение ребёнка к учёбе в целом. В случае хороших отношений и интересной учёбы он понимает, что учиться вообще очень здорово и увлекательно. Но бывает и по-другому, увы. «А ну отвечай, какая буква! Ну что за бестолочь, не можешь три буквы запомнить!!!» И ребёнок в итоге понимает, что он сам никуда не годится, а учиться — скучно и неприятно. Ребёнок растёт, и мир вокруг него меняется. От вас, родители, очень зависит то, какой стороной этот мир повернётся к ребёнку — доброй и радостной или сердитой и мрачной. И в любом обучении очень важно не торопиться, не перегибать палку, не надоедать ученику. Пусть занятия приносят радость вам обоим!
Я САМ! Вы обращали внимание, как дети гордятся теми навыками, которые они освоили сами? «Я сам научился рисовать, меня никто не учил!» — гордо сообщает малыш. Ваша задача в таком случае — придумать такие игры и занятия, чтоб ребёнок и вправду САМ научился, и мог гордиться своими успехами.Придумывайте свои книжки, пишите сказки и рассказы, делайте подписи в фото-альбомах, играйте с буквами — лепите их из пластилина, выкладывайте из мозаики или из верёвочки. Ищите именно те игры, которые подходят для вашего ребёнка!
И ещё один момент, о котором важно помнить. Мало знать буквы и уметь прочитать отдельные слова. От чтения слов до чтения книг иногда проходят 3-4 года. И всё это время малышу нужна ваша помощь и поддержка, ваше одобрение и тепло. И всё это время он с радостью будет слушать, как вы читаете ему вслух. Даже дети, которые уже сами начали читать книги, слушают ваше чтение охотно — так не лишайте их и себя этого радостного ритуала!
Чтение — очень сложный навык, его можно сравнить с ездой на двухколёсном велосипеде. Надо одновременно и педали крутить, и равновесие держать, и вперёд смотреть, и рулить в нужную сторону, да ещё не слишком резко. Есть дети, которые осваивают велосипед легко и быстро, а другим долгое время требуется помощь и поддержка. Точно так же и с чтением: не торопите ребёнка, и помогайте ему на том уровне, на котором он сейчас, не сравнивая его ни с соседскими детьми, ни с братьями и сёстрами. Каждый учится в своём темпе!
Есть настольные игры «зверобуквы«, «читай-хватай«, которые отлично активизируют чтение.
Отлично подходят для начинающих читателей книжки-малютки Юли Луговской «Пип и его друзья».
А можно купить или самим смастерить смешную книжку-разрезалку, чтобы читать — и хохотать. Мои книжки-разрезалки можно купить в нашем интернет-магазине.
Вы можете купить запись большого семинара про словесные игры
Пусть чтение приносит радость вам всем! Читайте любимые книги по вечерам, устраивайте домашние спектакли, придумывайте свои истории, рисуйте к ним картинки!