Подвижные игры хороши и для детей, и для взрослых, но сейчас, увы, дети старшего дошкольного и школьного возраста редко гуляют вместе – их водят на самые разные развивающие занятия, музыку, английский и спорт, но культура дворовых игр с каждым годом всё больше теряется.
Все эти игры хороши, когда у вас есть хотя бы 3-4, а лучше 6-8 детей примерно одного возраста. Многие из этих игр хороши для детских праздников и дней рождения.
Подвижные игры очень нужны дошкольникам и младшим школьникам для формирования правильного представления о собственном теле и его возможностях.
Колдунчики
Это довольно распространённый вариант игры в догонялки. Водящий, он же колдун, должен догнать другого игрока и «заморозить» его касанием. Замороженный игрок должен оставаться на месте. Он стоит, раскинув руки, и громко кричит «чай-чай-выручай!». Остальные игроки стараются выручить «замороженного» игрока, подбежав и коснувшись его расставленных рук. Водящий может заморозить сразу нескольких игроков, но сторожить их нечестно. Если игроков много, и один колдун не справляется, можно назначить и двух колдунов.
Дедушка Мазай
Эта игра хороша начиная для детей начиная с 4-5 лет, или для разновозрастной группы, поскольку младшие дети редко могут сами запомнить и произнести диалог с водящим.
Водящий – Дедушка Мазай – отходит от игроков на 10-15 метров и отворачивается. Игроки тихо договариваются, какое действие они будут показывать жестами, потом скачут к Дедушке и кричат:
— Здравствуй, дедушка Мазай!
Из корзинки вылезай!
— Здравствуйте, детки,
Весёлые конфетки.
Где вы были,
Что вы делали?
-Где мы были,
Мы не скажем,
А что делали – покажем!
После этого все дети начинают жестами показывать, а Дед Мазай пытается отгадать.
-Зубы чистили? Умывались? Кашу ели? Суп варили? Рисовали?
Как только он называет правильно их движение, дети убегают в домик, а Дед Мазай их пытается догнать и осалить. Если Дед Мазай успел кого-то догнать, то он берёт себе помощника – отгадывать движения.
Прятки с выручалками (туки-туки)
Водящий стоит у условленного места — Дома, и считает вслух до 50. остальные игроки прячутся, и ждут, пока водящий пойдёт искать. Когда водящи отходит от дома достаточно далеко, игроки стараются выбежать из своего укрытия, добежать до «Дома», и там «выручиться», то есть сказать «туки-туки за меня!»
Если водящий увидел какого-то игрока, то он тоже бежит к «Дому», чтобы успеть первому выкрикнуть «Туки-туки за Даню!»
Челнок
Два ряда игроков сходятся и расходятся, а два водящих — два челнока — должны успеть пробежать между рядами, пока ряды не сомкнулись.
Челнок бежит,
Земля дрожит.
Шьёт, пошивает,
Вдаль посылает!
Змея
Все игроки, кроме водящего, встают в хоровод, а водящий идёт внутри круга и приговаривает:
«Я змея, змея, змея,
Я ползу-ползу-ползу!
Хочешь быть моим хвостом?»
Тот игрок, которому адресован вопрос, должен ответить «хочу!» или «потом!». Если он ответил «хочу», то он должен войти в круг, пролезть между ног у водящего и встать за его спиной. Змея становится всё длиннее, и с каждым разом новым игрокам нужно пролезать всё более длинный коридор из ног.
Играть хорошо в зале, или на мягкой траве, или на пляже.