Настольные игры на 5-6 лет — логические и арифметические

Мы много лет ведём занятия математикой для дошкольников, и в своих занятиях регулярно используем и подвижные игры, и разные конструкторы, и самые разные настольные игры. Когда родители пятилеток спрашивают, какие игры мы посоветуем, мы обычно начинаем с вопроса: «А какие настольные игры у вас уже есть?»

У кого-то из детей к пяти годам есть уже солидный опыт знакомства с разными настольными играми, они умеют искать совпадения в игре «Доббль», умеют ориентироваться на цвет и расположение в игре «Скоростные колпачки», умеют придумывать истории по карточкам «читай-хватай», и объяснять, что изменилось в «живых картинках».

Другие дети в 5 лет знакомы с играми типа лото – или только с ходилками с фишками и игральным кубиком. Настольные игры – это увлечение для всей семьи, так что если вы пока новичок, то мы советуем вам начать с нашего обзора первых настольных игр для детей от четырёх лет – возможно, какие-то из этих игр вам тоже понравятся.

Во что же поиграть с детьми пяти-шести лет? Мы любим самые разные логические игры, и некоторые из них отлично подходят для пятилеток.

Есть прекрасная логическая игра «Барабашка», с симпатичными деревянными фигурками. «Барабашка» — это смешное белое привидение, у него есть красное кресло, синяя книжка, серая мышка и зелёная бутылка.

На каждой карточке нарисовано 2 предмета. На простых карточках что-то одно нарисовано своим цветом, например, синее кресло и серая мышка. Кресло нарисовано не тем цветом, что фигурка, а мышка нарисована нужным цветом – её и надо хватать.

На сложных карточках всё нарисовано не тем цветом, всё перепутано, например, мышка синяя, бутылка белая. Значит, нельзя брать мышку (раз она не тем цветом нарисована), и нельзя по той же причине брать бутылку. Нельзя брать книжку (потому что книжкиным цветом закрашена мышка) и нельзя брать белое, то есть барабашку. Остаётся ровно один предмет, мы получаем его методом исключения – он не нарисован ни по цвету, ни по форме. Это кресло, его и надо хватать!

В этой игре, кстати, дети часто обыгрывают взрослых, и хватают нужную фигурку быстрее всех. Пока взрослый раздумывает и лишний раз проговаривает вслух условие, нарисованное на карточке, дети уже хватают нужное.

«Быстрологика» — быстрая игра на внимание и умение выделять признаки. Можно играть по разным правилам, например, можно из всех карт выстраивать «паровоз» или «логическую цепочку» — каждые две соседние карточки должны иметь общий признак. Например, красные коты – красный птички (общий признак цвет) –  синие птички (общий признак форма).

Можно играть в мемори, выбрав 2 набора карточек, скажем, мышки и коты, у одного красные, у другого синие, от 1 до 5. Перемешиваем и выкладываем синие карточки рубашками вверх и красные карточки тоже выкладываем рубашками вверх, а потом стараемся найти пару – одинаковой формы и одинакового количества.

Можно с этими же карточками играть в «сторож зоопарка» — выкладываем 6 карточек, запоминаем, а потом одну карточку убираем – какой зверь убежал?

А кто-то любит игры на скорость, с ними играем в «сбрось логично». Карты поровну делим между всеми игроками, и выкладываем стопками. В центре стола выкладываем 2 карты открыто – это «домики». Игроки берут в руки по три карточки, каждый из своей стопки, и каждый ищет, в какой из домиков он мог бы положить свою карточку, чтобы совпадал цвет или форма или количество. Нашёл место для карточки? Называй общий признак и сбрасывай карточку! Первый круг лучше играть медленно, чтобы все поняли принцип. А дальше все играют одновременно, стараясь избавиться от карт.

«Чупер» — вкусная конфетная игра на признаки.

Мы играем по двум вариантам правил. Первый вариант: выкладываем карточки открыто до тех пор, пока не встретим три карточки, имеющие общий признак. Пятилеткам мы объясняли правила так: «Ты – водитель грузовика, ты возишь сладости в магазин, по три коробки, по три карточки. Как только увидишь три карточки, у которых есть общий признак, ты говоришь: «Везу!» и называешь признак, скажем, «по цвету – вот эти три карточки зелёные!» или «По форме – вот три карточки с леденцами!» или «По количеству: три конфеты, три тортика, три леденца!»

Второй вариант правил – как в игре «быстрологика». Раздаем все карточки поровну между игроками, а в центре стола выкладываем 2 карты открыто, картинками вверх – это домики. Каждый игрок берёт в руки 3 карты из своей стопки, и смотрит, куда он может отвезти эту карточку, и называет общий признак – цвет, форму или количество. Задача – избавиться от карт как можно быстрее.

«Матрёшкино» — игра на внимание и логику, на умение искать подходящую карточку по признакам. В этой игре есть карточки с матрёшками, причём все они имеют разные наряды и разные позы. Выкладываем в центре карточки с матрёшками, а потом начинаем открывать карточки с лоскутками разного цвета. Если ты нашёл матрёшку, у которой одежда именно таких оттенков, ты должен не выкрикивать, не показывать всем карточку, а встать в такую позу, как у этой матрёшки.

«Х-ферма» — игра-головоломка на внимательность и умение выделять признаки. Можно играть одному, а можно – сразу вдвоём или втроём!

«Мемонстрики» — игра типа мемори, в которой каждый игрок старается собрать своего смешного червячка-монстрика из семи карточек. Отличный вариант для любителей мемори!

Игра-ходилка «Вместе за рыбой» — кооперативная игра, в которой все игроки стараются набрать как можно больше рыбы, и все вместе считают улов.

«Ковчег» — игра типа мемори, но кооперативная, против поля – надо успеть найти пары зверей и посадить их в ковчег, пока поднимается вода.

Кооперативные игры «Коварный лис», «чудо-пони», «бандито» отлично подходят для тех детей, которым тяжело даётся проигрыш. Мы про эти игры написали отдельно в статье про кооперативные игры.

А ещё в 5-6 лет можно уже попробовать играть в катамино на двоих…

#настольныеигры #настолки #логические_игры #развивающиеигры

Поделиться:

Комментарии запрещены.