Игры, активизирующие счёт

Мамы любят рассказывать, что их дети прекрасно считают. Чаще всего речь идёт о том, что ребёнок может произнести без запинки «Один-два-три-четыре-пять-….-пятнадцать-шестнадцать», и не сбивается. Навык этот полезный, но скорее относится к области памяти и освоения речи, а не к математике. Если те же дети начинают пересчитывать предметы, то с первыми 5-6 проблем обычно не возникает, но потом дети отодвигают один предмет, а произносят скороговоркой «семь-восемь-девять», или, наоборот, пока произносят «одиннадцать» — успевают переложить несколько предметов.

Легко считать по порядку, хлопая ладошками по коленкам, если руки лежат на своих коленках. А легко ли запустить «волну счёта», если руки перекрестить, и свои ладони положить на коленки соседям?

Когда ребенок ещё только осваивает счёт, ему сложно бывает начинать не с единицы. Если считать по порядку, то он знает, что число семь идёт после числа 6. А если спросить отдельно:

«Какое число на один больше, чем шесть?» — то этот вопрос уже у некоторых детей вызывает задумчивость.

«А какое число на один меньше, чем семь?» — и дети, которые только что бодро считали по порядку до 20, тоже отвечают не сразу.

«Было пять птичек, потом ещё прилетело несколько, и стало семь. Как узнать, сколько прилетело?»

«Сколько палочек понадобится, чтоб сложить квадрат и треугольник?»

«Можешь показать на пальцах число, которое на 1 больше, чем у меня?»

«Было несколько бананов. Половину съели, осталось три. Сколько было?»

Очень полезно считать по порядку не только вверх, но и вниз. Считайте ступеньки, столбы, машины, прыгайте через ступеньку — и считайте через два!

-Давай спускаться с 20 этажа. Какой этаж под двадцатым? А под девятнадцатым? А можешь считать от двадцати вниз, но не подряд, а через ступеньку?

Маленькие дети долгое время весь мир изучают на вкус и на ощупь. Пользуйтесь этим!

-Закрой глаза и открой рот! Что я тебе дала? Изюм, правильно. А сколько?

Пересчитывайте руки и ноги, пальцы и глаза, уши и пятки! А теперь предложите ребёнку нарисовать мелом на полу себе домик, или возьмите для этого обруч, или небольшой гимнастический коврик.

-Пусть в домике будут 2 ноги! А теперь — одна нога! А как сделать 4 ноги? Правильно, надо кого-то позвать! А теперь давай сделаем 3 ноги! Сможешь придумать, как?

-А давай будем касаться пола в 3 точках, например, нога, рука, рука! А по-другому можно? А теперь покажи мне, как ты сделаешь пять касаний! А шесть — сможешь?

Многим родителям кажется, что все приведённые игры подходят для детей 3-4 лет, но на самом деле понятие числа формируется долго. Часто можно наблюдать картину, как дети в знакомой обстановке и с привычной постановкой вопроса справляются, но вопрос на ту же тему, заданный в другой форме, уже вызывает большие сложности. Именно поэтому подобные игры полезно время от времени повторять и в 5 лет,  и даже в семь!

Если б дети эти игры переросли, они б не играли во всё это с такой охотой!

Поделиться:

4 комментария: Игры, активизирующие счёт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *