Многие дети в 5 лет уже знают буквы, но совсем не все умеют читать. Мы собрали коллекцию игр с буквами и словами, которая пригодится для начинающих читателей.
«Зверобуквы» — отличная словесная игра, а ещё мемори – игра на внимание и память. В этой игре есть много вариантов правил, по самым простым правилам можно отлично играть с пятилетками.
Из всей колоды картинок вы выбираете те, у которых в уголке есть рыжая лапка. И из всех букв выбираете тоже только 9, с оранжевой меткой. Раскладываете рубашками вверх 9 букв и открываете одну из картинок, к примеру, картинка «СЛОН». Теперь все игроки стараются найти и запомнить, где лежат буквы этого слова. Открыли «И» — пытаемся придумать смешной вариант этого слова с «И». Может быть, это «СЛИН»? Нет? Тогда закрываем «И» и ищем другие буквы. Попалось «Л» — оставляем его открыто лежать. И так открываем карточки до тех пор, пока не подберём буквы для целого слова. Кто открыл последнюю букву, тот и забирает себе картинку. А вот буквы мы переворачиваем, но не перемешиваем, а оставляем на своих местах. После этого мы открываем новую картинку. Попалась «ЛИСА». Сможете ли вы вспомнить, где лежит буква «Л»?
Многие дети лучше взрослых играют в игры типа «мемори», поэтому им нравится играть в «зверобуквы». В эту игру можно читать даже с теми, кто ещё плохо помнит буквы и не умеет читать!
«Читай-хватай» — игра для тех, кто знает буквы, но пока не уверен в том, как читать короткие слова. Мы не раз видели, как эта игра помогала детям пяти-шести лет расчитаться и увеличить скорость чтения.
В этой игре есть маленькие круглые карточки размером чуть больше монетки, надо выбрать более простой набор, с рыжими буквами, высыпать на стол и перевернуть все карточки картинками вверх. На каждой карточке три картинки. Можно начать знакомство с карточками, придумывая загадки-истории (подробно правила такого варианта игры описаны в статье про игры для малышей и на ю-тубе).
После этого каждый игрок берёт одну карточку с картинками – и переворачивает её буквами вверх. У одного на карточке написано «ДОМ», у другого «КОТ». Первый ищет себе любую из карточек с домом, переворачивает её и читает новое задание. Второй ищет карточку с котиком, тоже переворачивает – и получает новое задание на обороте карты. Можно играть медленно, а можно никого не ждать – прочитал, нашёл подходящую картинку, перевернул, снова прочитал!
«Словечки» — ещё одна игра, которая помогает детям расчитаться и развить фантазию и креативность. На каждой карточке написано три слова, надо выбрать, какое тебе больше нравится, и к нему нарисовать картинку. Но рисовать мы будем не карандашами, а … верёвочками, счётными палочками и монетками. Из этого набора фигурок мы можем придумать пиктограмму, которая ассоциируется с нашим словом.
Каждый выбирает карточку, придумывает картинку к одному из слов, а потом все идут угадывать, кто что изобразил. Это игра для тех, кто уже умеет читать простые короткие слова, но боится читать и редко практикуется. Если сказать детям «в этой игре надо много читать», многие испугаются. Но можно не делать акцент на чтении, а сказать иначе: «В этой игре надо придумывать необычные картинки и угадывать, что изобразили другие!»
«Слово не воробей» — игра, развивающая фантазию, быстрая и компактная. Перетасовываем карточки и выкладываем по одной, добавляя всё новые подробности в историю. Например, первой попалась карточка, на которой нарисован кот, потом – карточка с деревом, а потом с сапогами. В таком случае история может звучать так: «Жил-был… кот. Однажды он шел под деревом и … И нашёл сапоги!»
Есть и другой вариант игры – на знание устойчивых выражений, пословиц и поговорок. Сейчас мало кто из детей хорошо знает поговорки, хотя они и встречаются в книгах. Можно играть так: взрослый вспоминает поговорки с этой картинкой, а дети пробуют придумывать ситуации, когда можно так сказать.
«Мягкий знак» — необычная словесная игра, в которой на карточках написаны не существительные, а прилагательные! Все слова написаны разными шрифтами, и детям бывает сложно их прочитать самим, но игра при всём том замечательная. Вытаскиваем карточку «красный», и называем вместе с детьми, что бывает красное. Потом добавляем новую карточку, например, «сладкий». Теперь мы стараемся вспомнить, что бывает одновременно красное и сладкое: варенье, компот, сок, ягоды. А если добавить третью карточку, «круглое», сможем ли мы вспомнить то, что одновременно красное, сладкое и круглое? Может быть, яблоко? Или арбуз?
Эта игра одновременно логическая и словесная, и при этом развивающая фантазию!
«Живые картинки» — игра одновременно на внимательность и на умение формулировать