Настольные игры для детей 4-5 лет, простые и весёлые

В нашем детстве было не так уж много настольных игр. В основном это были игры-ходилки с фишками и кубиком, или уже сложные и серьёзные игры, такие как шахматы и шашки. Когда моей сестре было лет 8 или 9, нам кто-то привёз игру «УНО», и мы играли в неё всё лето. Ещё у нас была игра «реверси» и несколько самодельных игр, например «калах». Сейчас в любом магазине товаров для детей есть целый раздел с настольными играми. На многих из коробок стоит маркировка «от трёх лет». Как разобраться во всём этом многообразии? С чего начать?

Настольные игры для малышей должны отличаться от игр для старших более прочными компонентами и простыми правилами. Если правила можно объяснить за 2-3 фразы, то годится. Если инструкция на три страницы, то игра, скорее всего, не подойдёт для малышей. Есть дети более уравновешенные и готовые сидеть за столом, есть непоседливые и активные. Выбирайте игру, исходя из того, что нравится вашему ребёнку. Кому-то будет интереснее игра с машинками, кому-то – с котятами или щенками. Кто-то любит словесные игры, а кто-то — логические.

Настольные игры помогают детям научиться соблюдать правила, ждать своей очереди, формулировать свои мысли, подсчитывать свои карточки.

Хороший пример простой игры для малышей – игра «Лапочки».

В этой игре есть толстые картонные карточки, это домики с котятами, щенками и цыплятами. На каждой карточке от 1 до 5 зверят. Карточки бывают с жёлтой рамкой и с зелёной рамкой.  Для первого знакомства с игрой можно выбрать только те карточки, на которых 1, 2 или 3 зверя.

Раскладываем открыто 9 карточек с зелёной рамкой и 9 карточек с жёлтой рамкой. А теперь ребёнок выбирает в своём домике одну карточку, например, где три котёнка, и показывает маме. Мама ищет у себя тоже трёх котят. Три котёнка из жёлтого домика пошли в гости к трём котятам из зелёного домика, поиграли, потом разошлись по домам. Потом мама выбирает, например, карточку, где 2 цыплёнка – и просит ребёнка найти у себя такую же. Таким образом мы знакомимся с карточками, играем с ними в «найди пару». А потом вынимаем из коробки кубик и бросаем его. Если выпало «щенок», значит, мы будем в наших домиках искать щенков. Бросаем второй кубик с числами от 1 до 3 – и этот кубик нам подсказывает, сколько щенят мы будем искать.

Можно взять только карточки, на которых 1 или 2 зверя, и положить их рубашками вверх, и играть в мемори – стараться в свой ход открыть две карточки с одинаковыми зверями и одинаковым количеством.

Некоторые дети знакомы с таким типом игр как мемори на планшете или на телефоне, но при этом им бывает сложно играть с реальными карточками на столе.

Можно на листочках бумаги нарисовать домики, и сортировать карточки по признакам – сюда всех, где 3 зверя, туда – все карточки по 2 и тп. А в другой раз сортировать по другому признаку, скажем, по форме. В этот домик – всех котят, в тот – всех цыплят.

Можно предложить ребёнку покормить 5 котят (например, 2, 2 и 1 или 3, 1 и 1)

«Лапочки» — игра на внимание, на умение считать, на умение сортировать карточки по признакам.

«Живые картинки» — отличная игра на внимание к деталям и умение формулировать. Эта игра отлично работает на развитие речи.

В игре прочные пластиковые карточки с картинками. На двух сторонах карточки картинки очень похожи. Например, с двух сторон нарисовано красное яблоко, но на одной стороне у яблока есть листик, а на другой- нету. Или на одной стороне клоун смеётся, а на другой стороне – грустит.

Мы раскладываем на столе 4-6 карточек и просим детей их рассмотреть и запомнить. А потом просим детей … спрятаться под стол. (Честно закрыть глаза не под силу многим детям до 5-6 лет). Пока дети прячутся под столом, мы переворачиваем ровно одну карточку. Зовём детей вылезать из-под стола и просим поднять руку того, кто заметил изменения.

Не выкрикивать ответ и не тыкать в карточку, которая изменилась – непростое дело, требующее изрядной выдержки. Иногда дети могут найти изменения лучше, чем родители или бабушки.

Доббль

Отличная игра на внимательность, для больших и для маленьких, быстрая и динамичная. Вот только не все дети в 4 года умеют играть на скорость, и обижаются, если их обыгрывают все. Мы придумали свой вариант правил, который работает отлично с детьми, у которых разная скорость.

Мы раздаём каждому игроку по 2 карточки с картинками. После этого каждый ищет, какие картинки есть на двух его карточках.

Ещё лучше брать версию игры, где на каждой карточке по 6 картинок – так малышам проще искать совпадение.

Плыви, маленькая рыбка.

Редкая кооперативная игра для малышей, нравится и детям 3-4 лет, и старшим дошкольникам.

Бросаем кубик с цветными точками. Если выпал розовый, двигаем вперед розовую рыбку. Выпал Синий – двигаем синюю рыбку и тп. А вот красный и зелёный – цвет рыбаков. Если выпал один из них, то двигаем лодочку. Кто же выиграет, лодка с рыбаками – или рыбки?

Игры на равновесие, например, «Зверобашня».

Есть много разных вариаций игр на равновесие. Ода из самых известных – дженга. Собираем башенку из деревянных плашек, три поперёк, три вдоль, пока не выстроим все плашки в одну башню. В свой ход каждый игрок вытягивает один кирпичик из середины башни, и пристраивает его на самый верх. С каждым ходом башня становится всё более дырявой и неустойчивой.  Игра заканчивается в тот момент, когда башня с грохотом рассыпается.

Очень симпатичная версия этой игры «Зверобашня». У каждого игрока одинаковый набор деревянных зверей. В центре стола стоит основа башни – крокодил. Задача игроков – избавиться от всех зверей, выставив их на башню.

Перед каждым ходом игрок бросает кубик. Если выпала одна точка – ставим одного зверя на крокодила. Выпало 2 точки – ставим двух зверей. Выпал крокодил – ставим любую фигурку, прислоняя её к носу или хвосту крокодила. Выпала ладошка – отдаём одну из своих фигурок следующему игроку. Знак вопроса – другие игроки выбирают и советуют, что поставить.

Игра продолжается, пока башня не свалится.

Игры-ловилки, например, «кот-рыболов» или «кошки-мышки» или бабочки «little observation» фирмы Djeco.

Эти игры очень нравятся и дошкольникам, и даже школьникам, они весёлые и не обидные. У каждого игрока в руках – хвостик деревянной мышки. Один игрок держит крышечку-кошку и бросает кубик. Какой цвет выпал, такую мышку и надо ловить. Если успел поймать, то меняются – тот, кого поймали, отдаёт мышку и берёт кубик и кошку.

«Читай-хватай» – сочиняем истории и отгадываем загадки

Игра «читай-хватай» хороша тем, что в ней много разных уровней сложности. Карточки маленькие, и на каждой всего по 3 картинки. Можно играть так: «найди мне все карточки с котиками» или «покажи карточку, где есть кот и сыр!»

А можно выложить 6-8 карточек, и играть в загадки. Взрослый рассказывает историю про одну карточку, про все три картинки. А ребёнок эту карточку по описанию старается найти. Потом можно эту карточку заменять на новую, или добавлять на поле другие карточки.

А со временем дети тоже смогут придумывать истории-загадки для вас.

Детство барабашки

Есть отличная логическая игра «Барабашка», она отлично идёт лет с 5-6, но не многие знают, что есть совершенно прекрасная игра для малышей, «детство барабашки», более простая, но тоже с чудесными деревянными фигурками и карточками.

В этой игре есть малыш-привидение, детка барабашки, есть жёлтый цыплёнок, розовый поросёнок и зелёный лягушонок.

На каждой карточке нарисовано 3 зверушки. Можно погладить (или схватить) тех, кто нарисован своим цветом. Если нарисован зелёный поросёнок, то его хватать не нужно. А если розовый, то нужно. Если цыплёнок нарисован белым, зелёным или розовым, то его не хватаем, а если жёлтым, то хватаем.

А уж если барабашка нарисован чёрным цветом, то никого хватать нельзя.

Земляничные тропинки

Это простая арифметическая игра, в которой каждый помогает своему медвежонку пройти по дорожке и собрать на травинку ягоды земляники.

Открываешь карточку – и видишь, сколько ягод надо надеть на ниточку. Первые несколько карточек – добавляем ягодки. А ближе к концу выложены карточки с озёрами – там мы начинаем отдавать ягодки бабушке и дедушке на пирог. Сколько нарисовано ягод, столько и надо надеть или снять.

Мы не сравниваем, сколько ягод у каждого из детей, а смотрим, у кого больше ягод в пироге будет, и эта игра не соревновательная, пока один надевает свои ягодки, другой открывает свою карточку и смотрит, сколько ягод надо ему взять

Поделиться:

Комментарии запрещены.