Занятия нашей студии направлены в первую очередь на адаптацию детей 1.5 — 3 лет к детскому коллективу. Все дети разные, поэтому и адаптация у всех проходит по-разному, но в целом подобные занятия помогают детям освоиться с новым местом, новыми правилами, новыми людьми и новыми играми.
Занятия в сезоне 2017-2018 проходят по адресу:
М. Тропарево | М. Коньково, ул. Островитянова д.6, клуб «Солнышково».
Знакомство. Первые 10 минут дети играют с различными Монтессори-материалами: досками Сегена, рамками Монтессори, кубиками, магнитной рыбалкой. Одни дети сосредоточены на игре, другие жмутся к маме, третьи с интересом наблюдают за игрой других. Кто-то из детей начинает делить игрушки, и мы учим их договариваться: «Ваня тоже хочет поиграть рыбками! У нас есть две удочки, вы можете ловить рыбок вместе» или «Сейчас Катя играет слониками. Она поиграет и отдаст, не надо отнимать. Ты можешь пока взять ёжиков, а потом поменяетесь!»
Ритуалы встречи и прощания, переключения внимания и уборки игрушек. Для детей очень важно понимать, как будет устроен их день, что будет сначала, и что потом. Постоянные повторяющиеся изо дня в день ритуалы успокаивают ребёнка и дают ощущение надёжности окружающего мира. Именно поэтому мы на занятиях стараемся придерживаться приблизительно одинакового порядка игр и занятий — детям нравится стабильность и предсказуемость. После того, как все поиграли некоторое время в игрушки, звонит колокольчик — пора убирать все игрушки в коробку. Кто-то охотно бежит и отдаёт игрушки мне прямо в руки, кому-то помогает мама, но так или иначе со временем все дети привыкают к тому, что после колокольчика начинается новая игра, и надо все игрушки убирать.
Пальчиковые игры — отличный, годами проверенный способ занять малышей, рассказать им что-то и научить их чему-то новому. Пальчиковые игры и короткие стихи-потешки с движениями есть у самых разных народов, и задача подобных игр очень простая и в тоже время очень сложная — научить ребёнка делать нужное движение в соответствии с текстом стишка. Мы начинаем наши пальчиковые игры с нескольких простых игр, которые повторяются из раза в раз. «Доброе утро, ручки!» — игра на знакомство с частями тела, она помогает малышу запомнить, где лоб, где плечи, где подбородок… Постепенно к уже известным пальчиковым играм добавляются всё новые и новые, которые мы подбираем по сезону: осенью про урожай, зимой — про снег, весной — про птиц… Одни дети сразу же включаются в пальчиковые игры, и сразу начинают вовремя хлопать, кивать и подпрыгивать в такт потешкам. Другие дети первые несколько занятий воспринимают игры пассивно — смотрят, как играет ведущая и как повторяют другие дети. Не думайте, что этот этап лишний! В голове у таких детей-наблюдателей тоже идёт большая работа! Многие из этих детей потом начинают играть самостоятельно уже дома, после занятий. Некоторые мамы пробуют играть и повторять пальчиковые игры руками малыша, но совсем не все дети соглашаются на это. Ничего страшного нет, если ребёнок не повторяет сходу пальчиковые игры — настанет день, когда он вдруг вспомнит о них, и расскажет, и покажет их все оптом!
Хороводы. После пальчиковых игр мы встаём в круг, и начинаем водить хороводы. Кто-то из детей сразу же готов дать руку и своей маме, и чужой маме, но таких на первых занятиях единицы, поэтому первые разы хоровод получается весьма условный. Постепенно дети привыкают, учатся ходить в хороводе, и со временем мы переходим к более сложным играм, требующим активного взаимодействия. Мы начинаем с движения по кругу, потом добавляем сбегание к центру и разбегание, игры с прыжками и особыми шагами, игры с ускорением и замедлением.
Подвижные игры. После хороводов мы переходим к заданиям на крупную моторику — ползаем как черепашки, прыгаем как лягушки, ходим гусиным шагом, стоим на одной ноге как цапля и машем крылышками как птички. Зимой к этим играм добавляются игры с султанчиками из «дождика».
Игры с парашютом. Эти игры привлекают всех детей, даже самых тихих и стеснительных. Яркая ткань, которая поднимается и опускается, манит к себе детей, и они набираются храбрости — и заглядывают под парашют, а некоторые остаются посидеть или полежать под парашютом. Потом мы вынимаем яркие поролоновые мячики, и начинается самое большое веселье: мячики подпрыгивают на яркой ткани и разлетаются во все стороны, а дети бегают по всему залу, подбирают их и приносят обратно на парашют. Вы бы видели счастливые лица детей в этот момент!
Творческое занятие. На каждом занятии студии мы или лепим, или рисуем, или делаем аппликацию. Все эти занятия пока сложноваты для малыша, они из «Зоны ближайшего развития». Сам малыш пока не может слепить из солёного теста ёжика, но с маминой помощью — уже может. Мы стараемся подбирать занятия, посильные для детей этого возраста, делаем картинки из крупы, приклеиваем листики и веточки, много работаем с солёным тестом и пластилином. Все эти занятия направлены ещё и не то, чтоб показать родителям возможности детей этого возраста, и подсказать им идеи разных поделок.
Кукольная сказка. В самом конце занятия дети садятся в рядок на лавочке, а я достаю сказочные платочки и теремок, расстилаю цветные ткани, зажигаю свечку — и показываю одну из народных сказок. Для шустрых и подвижных детей это очень сложный момент — надо сидеть тихо, не пытаться подбегать к сказке, не хватать игрушки, не задувать свечку раньше времени. Однако сказка настолько завораживает детей, что очень скоро они все привыкают смотреть её тихо. В конце сказки я зову детей, они задувают свечку и помогают мне сложить игрушки на место.
Ритуал прощания. В конце занятия мы снова собираемся в круг, называем всех детей по именам, и прощаемся с каждым отдельно.
Вы можете посмотреть видео с нашего занятия:
Игра «Доброе утро, ручки!», дети 2-3 лет. Москва 2013 год.
23 комментария: Подробности про студию «Хоровод»