Малыши, которые ещё не ходят в школу, часто стараются нарисовать буковки, написать своё имя и название картинки. Некоторые дети даже сочиняют целые книжки с картинками и подписями. А вот первоклашки стонут от каллиграфии почти все, да и остальные дети зачастую писать от руки не любят. Почему это происходит? Так ли важно научиться именно безотрывному письму?
Нейропсихологи советуют начинать не с букв, а с отдельных элементов, с больших движений, с ритмичных линий. Важно научить ребёнка рисовать плавные кривые линии, свободно двигая рукой, и не напрягаясь в процессе. Для этого очень важно подобрать подходящие материалы для письма. Кому-то больше нравится рисовать красками и кисточкой, или очень мягким карандашом, многим детям нравится тушь и перо, а кто-то предпочитает рисовать мелом на асфальте или мокрой губкой по стене ванной. Важно помнить, что шариковая ручка — не самый удачный выбор для детей, и лучше начинать не с неё.
Многие толковые и сообразительные первоклашки больше всего испытывают сложностей с каллиграфией, написанием букв. Чем могут быть вызваны эти проблемы? Во-первых, слабой мелкой моторикой, во-вторых, сложностями при распознавании образов и выделении частей, в-третьих, сложностями при воспроизведении образов. Чем мы можем помочь малышу, который учится писать?
В первую очередь, важно понять, в чём проблема. Если ребёнок прекрасно рисует, штрихует, и только буквы выходят некрасивые, то советы будут одни, а если и на картинках линии дрожат и не отличаются точностью — то работа пойдёт в другом направлении.
Вторая важная задача — мотивация. Если ребёнок пишет некрасиво, то его сложно бывает уговорить заняться письмом, поэтому нам надо придумать что-нибудь эдакое. Необычная форма или игровые упражнения должны приносить не только пользу, но и радость! Если больше ребёнок сам захочет научиться, и будет видеть, что от раза к разу его буквы всё лучше, то он продолжит занятия более охотно!
С чего начать? С поиска тех букв, которые уже сейчас получаются красиво! Детям важно видеть свои успехи! Так что можно сделать на стене или на холодильнике ДОСКУ ПОЧЁТА — и вывешивать на неё самые красивые и удачные буквы и слова.
Для того, чтобы нарисовать какую-то линию, мы должны очень хорошо представлять себе образ, который должен получиться в итоге. Скажем, у печатной буквы А ножки должны быть не слишком широко, и палочка примерно посередине, не выше и не ниже. Для того, чтоб пощупать буквы, их полезно лепить из колбасок пластилина, выкладывать из счётных палочек, из проволочки, из верёвочки. Тогда можно быстро изменить ширину или высоту буквы, и выбрать самую удачную и красивую.
После этого надо этот образ повторить. А для этого хорошо бы начинать с огромных движений всей рукой от плеча, чтобы движение было широким и не скованным. Можно рисовать громадные буквы мелками на асфальте, можно рисовать кисточкой на старых обоях, на ватмане. Можно внутри одной буквы нарисовать такую же, но поменьше. Получатся буквы-матрёшки. Важно искать именно те пропорции, которые кажутся красивыми автору! Именно поэтому не надо обводить чужие буквы, а важнее рисовать рядом свои!
Можно рисовать улиток разной формы
Можно сделать треугольные листы, и сперва рисовать большую букву, рядом её младшую сестру, потом ещё меньше, и так до уголочка. А в конце работы обязательно выберите вместе с ребёнком самую удачную, самую ровную и красивую букву, подчеркните её зелёным, и повесьте её на доску почёта.
Можно писать по противню, на котором насыпана манка —
тоже чтоб лучше ощутить, прощупать правильное движение! Провели дорожку пальцем по слою крупы, оставили след, и стараемся его повторить точно. А ещё интереснее ощущения, если вместо этого выдавить полный противень пены для бритья!
И ещё важный момент — постепенность.
Начните с цифр, они проще,
и выберите те, которые уже сейчас получаются красиво.
Договоритесь с ребёнком тренироваться по 3 минуты в день, но в идеале несколько раз в день.
Включаем секундомер — и пишем, например, цифру 5
на большом листе, рядами, как можно больше.
Потом выбираем из этих пятёрок самую красивую.
И её подчёркиваем, и на неё любуемся.
И стараемся замечать, что красивых пятёрок стало больше.
Потом день рисуем красивые четвёрки, и красивые тройки.
И снова радуемся успехам!
Если ребёнок видит, что некоторые буквы и цифры стали красивыми и понятными, то он начинает сам стараться их выписывать аккуратнее.
И ещё важный момент: не надо обводить чужие красивые буквы, надо рядом рисовать семейство своих букв, и выбирать из них самые удачные. Обводить другие можно долго, но это механический процесс, не помогающий закрепить нужный образ. А вот если рядом рисовать свою версию, то образ буквы формируется и закрепляется. Можно нарисовать дом с окошками разного размера и формы, разного наклона, разной ширины, и вписывать одну и ту же букву в эти окошки.
А потом можно подписать открытку красивым почерком,
или потренироваться писать пёрышком и чернилами,
ли выбрать себе почерк с завитушками и украшениями…
Списывать тексты из учебника — скучное дело, и трудно убедить ребёнка, что он это делает для себя. Куда полезнее сделать рукописную книжку любимых стихов, или сборник рецептов, или список адресов и телефонов знакомых и друзей, или сборник фотографий и картинок с подписями — это должна быть книга, которую ребёнок сам с удовольствием будет перечитывать!
Чем больше радости у ребёнка, тем больше пользы от этих занятий. Может быть, ему интереснее вести дневник, или записывать смешные истории или анекдоты, но главное, чтоб он это делал охотно!
На эту же тему рекомендации и игры от Юли Луговской на сайте orangefrog.ru
Статья про то, есть ли смысл требовать красивого почерка и аккуратного оформления в 7-8 лет — психолога Людмилы Петрановской.