Слёт туристят и помощники — как это работает?

Когда-то давным давно, когда Гри только родился, мы провели первый слёт туристят в Подосинках.
Позвали нескольких знакомых, попросили помочь натянуть полосу препятствий, пригласили разных друзей и знакомых с детьми и кто-то ещё привёл школьников… малышам сделали песочницу, старшим — небольшое ориентирование.

Потом несколько слётов были устроены так: заранее готовились и проводили что-то на слёте человек 10-15, а остальные были просто участниками.
В те далёкие времена все события на слётах происходили последовательно, а не одновременно.
Проводили мастерскую по завязыванию узлов, полосу препятствий делали, иногда — спортивное ориентирование.
Народу с каждым разом приходило всё больше и больше, и в какой-то момент появилось такое отношение, мол, вы нас должны развлечь, и что ж это вы такие все забегавшиеся, а, организаторы? И улыбаетесь мало, и вообще — не всегда у вашего костра чай есть для вновь прибывших!
Часть организаторов на этом моменте откололись от проекта, потому что устали тянуть всё на себе.
А некоторые не бросили, но формат слёта сильно изменился с тех пор.

Организаторы всё равно есть, поскольку такого масштаба проект совсем сам не живёт.
Но последние несколько лет мы делаем так:
-организаторы выбирают дату слёта и место (это уже немало — в этом году, например, Стас трижды ездил на разведку, рисовал карты, делал описание дороги для пешеходов и автомобилистов и тп)
-организаторы придумывают тему слёта
-организаторы заказывают грамоты, значки,
-делается регистрация на слёт
-привозят канцтовары со склада (и кстати, нам нужен новый склад, гараж или что-то, где можно было бы хранить наши тенты, верёвки и прочее добро!)
-мы договариваемся с медиками, чтобы на слёте был свой доктор (и пусть он лучше будет и не понадобится, а не наоборот)
-мы придумываем на форуме мастерские — на тему слёта.
Ну и на месте на нас — развешивание маркеров, поиск помощников на мастерские, поиск добровольцев на копание или ремонт туалета, регистрация, организация парковки и тп.
но мы уже не пытаемся провести все мастерские сами, силами организаторов, известных заранее.
Мы бросаем клич — кто готов помогать?

А вот дальше начинается самое интересное: участники сами вызываются, кто что готов провести.
Кто-то готов быть ведущим мастерской, кто-то готов помогать, если ему покажут, что и как делать.
Одни мамы проводят рукодельные мастерские,
другие привозят игротеку,
третьи играют с детьми в загадки или скачут через скакалку,
четвёртые проводят мастерскую «угадай фрукты на вкус».
Папы натягивают верёвочный парк, вешают стропу и тарзанку, гамаки и параллельные верёвки.
Я люблю прятать клады — поэтому я прячу клады накануне или в первый день слёта.
А кто-то любит плести из бересты и готов поделиться с другими этим мастерством.

Слёт давно перестал быть туристическим,
и к туризму его привязывает разве что ночёвка в палатках и готовка на костре.
Да и то многие приезжают на один день, и не пешком, а на машинах.
Но в то же время, слёт туристят сохранил для меня главное, то, ради чего он создавался — свою атмосферу. Слёт туристят — это место общения активных и приятных людей, готовых потратить свои выходные на придумывание игр и мастерских для своих и чужих детей.

Если детей 250-300, то получается довольно-таки ненапряжно — если есть хотя бы 5-7 мастерских.
Мы выбираем мастерские, на которых дети могут максимально всё делать сами.
Скажем, мы не устраиваем роспись аква-гримом, потому что при этом дети сидят в качестве пассивных участников, подставляя свои лица под роспись.
Зато мы проводим гороховый конструктор и колотилки, потому что там каждый может сам проявить свою фантазию и тягу к творчеству.

Хорошее соотношение ведущих к участникам — треть ведущих.
Так бывает редко, но уж каждый четвёртый помогает наверняка: если сам и не проводит мастерскую, то готов подойти помочь, если ему покажут и подскажут.
Помощникам мы всегда рады, и для этого не обязательно ездить на слёт 10 раз — некоторые приходят впервые, и сразу готовы что-то проводить.
Каждый раз возникают новые мастерские, а какие-то повторяются из раза в раз.
Про те мастерские, которые уже были, у нас на сайте есть подробные инструкции.

В итоге в лесу за один день вырастает целый город со своими дорожками, условными обозначениями, названиями.
От регистрации иди на юг по канавке, потом сверни мимо яблони к речке и иди прямо по этой дороге — найдешь нашу мастерскую!
Мастерская жонглирование — от регистрации иди мимо колотилок, прямо, мимо лужи — и увидишь! И ориентирование там же!

Мы стараемся не только развлекать детей, но и наводить порядок в лесу, и каждый раз вывозим со слета несколько мешков с мусором.

В этом году остро стоял вопрос с окапыванием костров, поскольку близко болота и торфяники.
Это, наверное, стоит обсудить потом отдельно — что мы можем сделать для безопасности этого прекрасного леса?
Попросить участников отказаться от маленьких костров и по возможности готовить на горелках или в мангале?
Сделать чёткую регистрацию всех костров, и заранее насыпать песок в том месте, где будет костёр? (благо песка в канавах много)
Сделать взнос с каждого костра, типа залог? Как гарантию того, что костёр будет разведён на песке, и потом залит водой как следует?
В общем, про это ещё будем думать…

Отдельный вопрос, который тоже давно хочется обсудить: чем бы могли помогать на слёте старшие дети и подростки?
Некоторые дети сами вызываются проводить мастерские: оригами лепка из фольги и тп.
Кто-то из детей вполне мог бы проводить игротеку.
Можно придумать список из нескольких дел, выполнив которые, можно получить значок помощника.
Принести технической воды для заливания костра.
Напилить дров.
Собрать мешок мусора.
Что ещё?

Я провожу слёты туристят в Подмосковье весной и осенью.
А ещё есть фестиваль в Хамельне, и там поначалу тоже всё делали 3-4 семьи организаторов, а сейчас от желающих помогать уже отбоя нет.
А в Калифорнии я приехала — и там сразу все готовы проводить игры и мастерские, прятать клады, они и без меня отлично справляются )
И значит, что эта схема вполне воспроизводима.
В общем, слёты — такой весьма живой работающий механизм, их можно проводить где угодно, по-моему. Был бы тот, кому больше всех надо, и всё получится!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

64 − = 60