Многие мамы и папы, бабушки и дедушки тратят много сил и времени, стараясь научить своих детей и внуков читать. Более того, подгоняемые страхом, что после трёх уже поздно, некоторые стремятся начать как можно раньше, и в итоге зачастую приходят к противоположному результату.
Малыш, который прежде обожал слушать сказки и рассматривать картинки в книжках, начинает отворачиваться при словах «давай почитаем!».
Теперь чтение уже не вызывает у него прежнего восторга, ведь от него требуется читать самому, а это ему сложно. Читать короткие тексты типа «У Ромы шары» — скучно. А читать книжки, которые достаточно интересны — пока не получается, технических навыков не хватает.
Как же быть?
Если ребёнок уже знает буквы, и может прочитать отдельные короткие слова, то можно придумать множество несложных игр и заданий, в которых основной упор будет не на слово «прочитай», а на какое-либо действие. Соедини слова и картинки. Найди картинку, под которой неправильная подпись. Зачеркни то, что не едят. Обведи тех, кто умеет летать.
Во всех этих заданиях нужно прочитать от силы 5-7 слов, но не ради «прочитай», а для того, чтобы выполнить задание.
Чтения там не так уж много, но всё-таки это небольшая тренировка.
Многие дети начинают с того, что пишут по буквам отдельные слова. (Иногда, впрочем, прочитать то, что они написали, дети сами не могут). Начинают обычно со своего имени на картинках, потом уже и названия картин появляются.
После этого можно составлять списки покупок, меню на неделю, списки любимых игр и книг.
Можно играть в «читай-хватай» — там надо найти среди картинок на поле ту, на которой есть твоё слово. Скажем, прочитал «кот» — ищи карточку с котом. Переворачивай карточку — и читай, что там написано. «Сова»? Значит, теперь ищи картинку с совой!
Детям вообще очень важно видеть, как звучащие слова превращаются в написанные.
Очень полезно писать письма, сказки и рассказы под диктовку ребёнка, составлять смешные небылицы по кубикам story cubes или по картинкам от игры «speeche».
Можно потом распечатать эти истории с картинками и дать ребёнку их перечитывать.
Это так называемая «ситуация письменной речи» — мы поймали произнесённое слово и сделали его видимым, теперь его можно прочитать много раз.
Многим детям нравятся необычные способы письма, например, процарапывать слова на картонке, покрытой глиной или пластилином — делать свои глиняные дощечки. Не менее увлекательно писать пером и чернилами, или царапать слова на кусочке бересты.
Кстати, переписывая каким-либо особым почерком слова из любимых книг, дети тренируют грамотность, сами того не замечая.
Очень увлекательно вместе с детьми записывать аудиоспектакли — читать по ролям любимые книжки с диалогами.
Можно придумывать и записывать свои загадки, собирать пословицы из половинок.
Для начинающих читателей очень важно сделать процесс чтения весёлым, осмысленным и увлекательным.
Книжки-разрезалки типа «Зок Мёдов варит вишнёвый суп» или «Весёлая яблоня сидит на диване» хороши именно для тех детей, которые уже умеют прочитать пару отдельных слов, но ещё не готовы читать целую книгу.
Для них же отлично подойдут книжки «Пип и его друзья» Юли Луговской, «Чей бок?», «Зато сам!», «Дом для лис» Тани Русситы.
Эти книги как раз подходит начинающим читателям — их читать не сложно, и в то же время весело. И чтение у детей начинает ассоциироваться с чем-то интересным, весёлым, смешным, с радостью собственных открытий!
Мы с вами читаем для удовольствия. И если читать становится слишком сложно, мы начинаем скучать и откладываем книгу.
Значит, и ребёнок должен от процесса чтения получать удовольствие!
Вы можете читать вместе и даже ставить спектакли по книжкам!
Постарайтесь не торопить ребёнка, и дать ему самому пройти весь путь от букв к чтению книг!
И помните, что даже многие взрослые любят, когда им читают вслух, а уж дети — тем более!
Читайте детям вслух, читайте для всей семьи!