Как научить детей понимать сложные задачи?

Готовимся к школе: три эффективных упражнения со счетными палочками

Детям перед школой важнее всего не научиться читать и считать и даже не научиться тихо сидеть и никому не мешать. Им надо научиться запоминать и удерживать в голове длинную инструкцию, включающую в себя сложную последовательность действий. А также заниматься самостоятельно и проверять самих себя.

Как? Два простых и одно сложное, но очень эффективное упражнение для подготовки к школе от Жени Кац.

Когда я ходила в первый класс, у меня была азбука (хотя я читала толстые книжки с четырёх лет), были прописи (что не помешало многим учителям снижать мне оценки за некрасивый почерк), был новенький пенал с карандашами, а ещё у меня была коробочка со счётными палочками.

Мы все носили эти коробочки в школу весь первый класс, но палочки нам ни разу не понадобились. Потом та же история повторялась, когда пошли в школу мои дети. Использовали они их один-два раза.

А я большая поклонница счётных палочек. С ними можно придумать массу интересных и разнообразных заданий для дошкольников и первоклассников,  причём в процессе этих игр можно и считать, и геометрией заниматься.

Игры со счетными палочками тренируют способность запоминать длинные задания и поэтапно их выполнять. Это умение я считаю очень важным в обучении. Да и вообще в жизни.

  •  Вот, скажем, простая штука, упражнение в тетради или прописи: продолжи узор по клеточкам. А если продолжить (повторить) узор палочками на столе или на полу?

 Кто-то положит одну палочку и смотрит на узор, кладет вторую. Кто-то следит пальцем или палочкой за узором. Кто-то на лету схватывает тему… Но у каждого складывается определенный алгоритм выполнения задачи.

 Сделали? А теперь давайте сверим, как получилось? Такой же узор? точно-точно такой же?

А если теперь сложенный узор нарисовать по клеточкам?

А теперь посмотрим на узор в тетради и на твой — одинаковые?

  •   Можно сложить из 5 палочек одного цвета и 5 палочек другого цвета две картинки, одинаковые по форме.

 А потом можно предложить детям удвоить фигурку из палочек — каждую палочку заменить на две.

Задания вроде простые, но они требуют понять задачу в целом и провести целую последовательность действий очень внимательно и аккуратно. А не это ли нужно для учебы в школе?

 Помимо простых я ценю и сложные задания, во время которых каждый из детей занят своим делом. Некоторые из них очень диагностичны — в плане готовности детей к школе. Некоторые дети, которые хорошо умеют читать и писать, не могут справиться с заданиями, где нужно понять и запомнить длинную инструкцию со сложной последовательностью действий.

 Вот одна такая задача.  

  • Сначала я прошу каждого взять 5 счётных палочек одного цвета и сложить картинки, что нарисованы на доске. А потом нарисовать у себя в тетради по клеточкам то, что сложил.

Убедившись, что повторить картинку и зарисовать её могут все, переходим к основному заданию.

 

 Предварительно нужно спрятать в 6 местах класса за ширмами картинки из пяти счётных палочек.

Розовые — самые простые. Жёлтые — чуть сложнее. Красные — сложные. За каждой ширмой картинки были разные.

 Задача такая:

  1. найти за ширмой картинку из розовых палочек, запомнить её, вернуться к своему столу, и сложить из своих палочек такую же картинку,
  2. потом зарисовать картинку — и с рисунком сходить к ширме, проверить, что всё правильно.

 Если картинку сложил и нарисовал, то можно идти и искать за другой ширмой следующую картинку. Её тоже нужно запомнить, сложить, зарисовать, проверить…
Сначала все розовые, потом все желтые, потом все красные.

Все всё запомнили?

 

Все дети заняты, каждый своим делом. 

Кто-то нарисовал уже все розовые картинки и начал рисовать жёлтые.

А кто-то не может не отвлекаться, и смотрит, что складывают другие.

Кто-то не запомнил инструкцию, или перепутал, какого цвета картинки мы сейчас запоминаем.

Кому-то нужно постоянно напоминать, какой следующий шаг нам надо сделать.

Некоторым для запоминания одной картинки приходится сбегать к ширме раз пять…

Получается, что все при деле, каждый выполняет по мере сил своё задание, и при этом все сосредоточенно ходят по классу, тренируют память, пространственное мышление, умение рисовать схемы…

А также умение заниматься самостоятельно — выполнять домашние задания и самому проверять правильность исполнения.

Запись опубликована в рубрике Дошколка, Новости, Размышления, Статьи, Школа с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Как научить детей понимать сложные задачи?

  1. Анджела говорит:

    Не перестаю удивляться!!!
    Вроде бы всё очевидно…( в плане обучения и подачи материала), но почему педагогов этому не учат ? Или они не учатся?
    Хорошо , что Вы есть и делитесь с нами — родителями! А дальше уже наша ответственность: ждать когда научат в садике и в школе или заниматься самим! Я не жду!)))
    Спасибо за вдохновение и полезные советы!!!

  2. Ирина говорит:

    И от меня спасибо!! Столько полезного и ценного беру на вашем сайте! В нашем саду мне говорят-вам бы учителем математики для дошкольников))).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

51 − 48 =