Принято считать, что для словесных игр никакого реквизита не требуется, в этом их основное достоинство. Мы действительно знаем много устных словесных игр, и очень любим их.
Однако есть и весьма симпатичные настольные игры, в которых дети активно развивают свою речь.
Игра СЛОВЕЧКИ — выбираем, к какому слову будем «рисовать» картинку и придумываем картинку из палочек и верёвочек.
А есть игры для малышей, которые помогают им понять, как из букв получаются слова, а заодно и выучить все буквы.
Одна из очень удачных игр для малышей — «Зверобуквы«, а для тех кто постарше и уже начинает читать есть не менее удачная — «Читай-Хватай«
А ещё мы любим игры, развивающие словарный запас
Тройная чепуха — игра, которая учит придумывать смешные фразы по схеме предложения.
Немного похоже на книжки-разрезалки, это игра, чтобы читать и хохотать.
«Активити», «Табу» и «Элиас»
— когда надо за небольшое время объяснить партнёру слово или словосочетание, не употребляя однокоренных к нему.
А ещё есть прекрасная игра с бомбой — «Тик-так-бум!»
В этой игре есть небольшая игрушечная бомба с датчиком случайных чисел. Эта бомба сперва тикает, отвлекая и мешая думать, а потом взрывается с шумом, иногда через 20 или 30 секунд, а иногда — через полторы-две минуты. Все игроки садятся в круг, вытягивают из колоды одну из карточек, на которых написаны 2-3 буквы, скажем, РА, или СК, или ИЗМ.
Допустим, вытащили РА.
Теперь один из игроков бросает кубик, который подскажет, где это РА должно быть.
если на кубике «тик», то не в начале слова, если «бум», то не в конце слова, а если «тик-так-бум», то где угодно (С младшими детьми можно играть и без кубика).
Игрок берёт в руки тикающую бомбу, называет слово, скажем, ЖИРАФ, и передаёт бомбу соседу. Тот говорит ГРАДУС, и отдаёт бомбу дальше. И так по кругу, пока бомба не взорвётся. В этот момент меняют карточку.
С детьми 6-7 лет я специально оговариваю, что бомба тикает, мешает думать, отвлекает, но мы стараемся на неё не обращать внимания и не обижаться.
«Игросказ» — игра с картинками для придумывания сказок. «Сказки по картинкам» тоже хороши.
(Rory’s story cubes) «Кубики историй» — замечательные кубики для придумывания сказок и историй.
На 9 кубиках по 6 разных схематичных картинок. Можно бросить первый кубик, и сказать: «Однажды черепаха…». Второй игрок бросает свой кубик, видит на нём картинку с луной, и продолжает. «Однажды черепаха ночью пошла гулять, пока светила луна».
Третий бросает ещё один кубик, видит мост, и продолжает: «Однажды черепаха ночью пошла гулять, пока светила луна. Она перешла через мост и решила поймать в речке лунную рыбу».
Игра продолжается до тех пор, пока получается придумывать связную историю. Можно первые кубики забирать и бросать их заново.
Есть и другая версия игры с этими кубиками:
один бросает все 9 кубиков, выстраивает их, и по ним рассказывает историю. Второй игрок перекладывает эти выпавшие 9 картинок в другом порядке, и рассказывает историю по ним, начиная её со слов: «Было совсем не так! Однажды…» Можно по тем же картинкам придумать и три, и четыре истории!
С кубиками есть ещё одна чудесная игра — «Пробуквы» — в которой надо бросать набор кубиков с согласными и постараться составить как можно больше слов просто добавляя к этим согласным гласные.
Взрослым может показаться, что детям сложно придумывать слова, если есть только согласные. Как ни странно, без гласных многим детям даже проще! Эти игры очень нравятся детям, и в них можно играть с детьми-билингвами.
Слово за слово — быстро придумываем слова на заданную тему, начинающиеся на одну из выпавших букв. Игра сложная, скорее для подростков и для взрослых.
Пакля-рвакля — игра на придумывание рифм.
Смотрим на карточки с картинками и ищем пары картинок, которые рифмуются.
Больше словесных игр для детей — тут.