Я часто провожу игротеки для школьников, и с каждым разом убеждаюсь, что с ними все стараются играть в сложные думательные игры, а дети больше всего получают удовольствия от игр весёлых, подвижных, совершенно малышовых, где можно просто похохотать… Скажем, игры на реакцию — типа «пальма-желе-крокодил» или игры «пиф-паф» (шериф). Потом можно и в более серьёзное поиграть, но начинать надо с чего-нибудь смешного, ненапряжного.
Когда мы были маленькими, мы легко могли с компанией других детей, гулявших во дворе, договориться и выбрать игру, позвать в игру остальных, посчитаться и выбрать водящего, и потом сами, без помощи взрослых, могли проследить за тем, чтобы все играли по правилам. Это могли сделать дети 6-7 лет уж наверняка.
И правила многих игр мы знали, и объяснить эти правила новичкам умели. А сейчас дети могут спеть песенку на английском языке, решить сложную задачку по математике, но не всегда могут соблюдать простейшие правила игры.
Я знаю много разных игр на знакомство, и мне кажется очень важным в начале игротеки перезнакомить участников.
В этот раз мы знакомились так: Каждый брал колокольчик, и передавал его тому, чьё имя уже знает.
«У меня в руках колокольчик, Дам его я Ане!»
Аня берёт колокольчик, выясняет, как зовут соседку и поёт:
«У меня в руках колокольчик, Дам его я Даше!»
А потом мы взяли в качестве стены парашют, и разделили группу пополам. Все присели и спрятались за стеной, а я предложила договориться каждой команде, кто сейчас встаёт. Тот, кто встал, должен первым вспомнить и назвать имя того, кто стоит напротив.
Это бывает не так уж просто!
А ещё сложно договориться без слов, без «Аня, давай ты встанешь!» или «Мишка, давай!»
Зато после этого мы … всех переименовали и начали играть в Зоопарк.
Потом была другая игра на внимательность — пальма-желе-крокодил.
Ведущий указывает на одного участника, и говорит: «Пальма!». А отреагировать должен не только он, но и оба его соседа. Сама пальма поднимает руки вверх, изображая листья, и двое соседей делают боковые ветки.
А вот так желе трясётся на блюдечке.
А крокодил открывает пасть, в то время как соседи хлопают по полу ладошками.
Взрослые дурачились наравне с детьми, и хохотали вовсю.
Следующей была игра в Шерифа, в которой побеждали самые внимательные.
Если Шериф указал на тебя и сказал «Паф!», надо присесть, тогда у соседей начинается дуэль — кто первый выстрелит и скажет «Паф!» кто проворонил, тот садится. Надо очень внимательно следить, кто в игре, а кто уже выбыл, чтобы знать, не сосед и ты тому, в кого стреляют.
А потом мы очень весело играли в «Сантики-фантики-лимпомпо«. Это такая игра в угадывание движений.
Все повторяют за ведущим, стоящим в кругу, какие-нибудь движения, а второй ведущий, стоя в центре круга, старается понять, кто же придумывает и показывает движения, за кем все повторяют. Дети нам задавали такие движения, что вышла неплохая зарядка!
Малышей на игротеку всегда привозят много, охотно, их родители с воодушевлением рассматривают разные игры, и смотрят, как сложно малышам бывает включиться в игру. Школьников обычно бывает заметно меньше. На игры нет времени, и приоритеты уже другие — родители стараются успеть научить детей всему, поэтому все вечера у школьников расписаны плотно. А между тем отсутствие игрового опыта у старших заметно куда сильнее, чем у малышей.