Игры с правилами — лучшая подготовка к школе!

Игры, в которых надо учитывать сразу несколько правил, очень важны для детей начиная с 5-6 лет. Эти игры готовят детей к школе куда лучше, чем всевозможные подготовительные классы и дошкольные гимназии.

В целом игры с условиями, игры с правилами хорошо вводить начиная с 3-4 лет, постепенно усложняя правила.  Сначала мы придумываем слова, которые начинаются на М, потом — слова, которые начинаются на МО, потом — слова, которые начинаются на М, и в которых есть две О.Или сначала мы показываем 1, 2, 3 на пальцах. Потом мы показываем все числа от 1 до 10 на пальцах. А потом мы вводим запретное число, и вместо него хлопаем в ладоши или прячем руки за спину.

Детям в 5-6 лет важнее всего играть в подвижные игры с правилами — в качестве подготовки к школе в целом, и к математике в частности.
Родители дошколят не всегда спешат поиграть со своими детьми в куклы или в магазин, для этого нужна компания ровесников. А между тем ролевые игры между детьми дают умение заменить в игре ложку палочкой, а пирог — кубиком.
Вот ребята тащат табуретки и стулья и ставят их друг за другом.
«А пусть это будет у нас как будто поезд!» — а ведь это первый шаг к абстрактному мышлению, и к умению заменить одно понятие другим (Например, идею количества можно выразить при помощи нескольких предметов, или нескольких точек, или соответствующего числа)
Маленьким детям очень важно составить так называемую карту своего тела — понять, где у них руки, ноги, локти, плечи, запястье, щиколотка, бровь, мизинец, переносица. Те дети, у которых по какой-либо причине эта карта не сформировалась, зачастую испытывают большие сложности с математикой. (Так бывает у детей, которые много времени провели в больнице по каким-либо причинам, или в детском саду на пятидневке).

В своих в играх малыши  осваивают разные пространственные отношения, и если ребёнок путается в понятиях «спереди», «между», «позади», то он с большой вероятностью будет и в математических задачках тыкаться наугад.
«Ну  как, Миша, прочитал задачу? Понял, что надо сделать?» — спрашивает мама первоклашку.
«Сложить?» — И ребёнок внимательно смотрит на маму, надеясь прочитать на её лице подсказку и одобрение. — «То есть, отнять, да?»
К сожалению, многие дети привыкают считать, что в математике надо уметь угадывать ответ, схему действий, подходящий тип задачи. Получается, что силён тот, кто сильнее в телепатии!
А почему так получилось?
Вроде, учили целыми днями, и дома, и в садике занятия!
Проблема в том, что иногда игры с ровесниками, те же прятки, вышибалы, съедобное-несъедобное, штандер, воробьи-вороны, кошки-мышки полезнее, чем  занятия математикой и чтением!
Например, при игре в прятки ребёнок должен не только успеть найти себе надёжное укрытие, но и выбрать подходящий момент, чтоб выбежать и «выручиться», а значит, надо оценить расстояние от укрытия до водящего, надо набраться терпения и сидеть тихо, если водящий близко, да к тому же надо по звуку шагов прикинуть расстояние — далеко ли водящий ушёл от кона.

Во всех подвижных играх с правилами дети учатся произвольности, учатся новым правилам, привыкают им следовать.
Кто убежит дальше, тот, кто сделал 5 гигантских шагов, или тот, кто выбрал 12 лилипутов?
Кто дольше продержится в игре «Барыня прислала сто рублей»?
Кого дольше всех будут искать при игре в прятки?

Вот, скажем, словесная игра, в которой нужно сразу несколько умений: вычленять первую букву слова, умение придумывать слова на нужную букву, умение запоминать то, что сказали до тебя.
Первый игрок говорит:

-Один Огурец.

Второй повторяет первые два слова, и добавляет своё.

-Один огурец, два дуба.

Третий:-Один огурец, два дуба, три тюльпана.

-Четыре чайки! Ой, один огурец, два дуба, три … тетрадки, четыре чайки!

Казалось бы, при чём тут математика?
Так ведь надо всё время держать в голове сразу несколько правил!

Я видела второклассника, который долго не мог освоить игру «съедобное-несъедобное» — он ловил мяч вне зависимости от произносимых слов. Надо ли рассказывать, что в школе у него тоже возникали проблемы, и особенно на уроках математики? Он путал 16 и 61, путал действия, писал 15 + 3, а получал 12, или вслух говорил, что будет 18, а записывал 81.

Детям очень важно научиться вступать в игру, предлагать свои правила игры, или свою считалку, и это не менее важно для успехов в школе, чем умение считать!

Запись опубликована в рубрике Игры, Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + 5 =