Как хорошо уметь читать

В каждом лагере, в любой стране ко мне непременно подходит кто-нибудь из пап или мам с вопросом: «Как научить ребёнка читать?» или даже «Как заставить его читать»
Я не знаю ответа на этот вопрос.
Сама я читать очень люблю, и читаю довольно много.
Более того, я люблю ездить на метро, а не на машине, как раз потому, что в метро я могу читать.

Дети мои читают ещё больше, чем я, и часто они мне советуют, что почитать.
При этом Галя начала читать в 4 года, а Гришка — ближе к восьми.
Дети разные, и с разными детьми срабатывают разные способы.
Но самое главное, что срабатывает, это то, что вокруг ребёнка есть много книг. Есть большая библиотека. И есть интерес к книгам в семье.

У нас в каждом лагере есть библиотека, я потом покажу картинки оттуда.
И мы стараемся собрать в библиотеку те книги, которые дети и родители будут с удовольствием читать вместе.
Но с чего же начать?
Нужны ли азбуки и буквари?

Я очень люблю тоненькие книжечки
«Пип и его друзья» Юли Луговской,
потому что это не просто книга,
а целая игра на каждом развороте.
Если нарисована груша и подписана груша, то это не так интересно читать.
а вот если нарисован мальчик с хвостом из верёвочки и подписано «тигр», то ребёнок сам включается в игру.

Ещё есть чудесные книжки «Чей бок» Тани Руссита

Софья Аксельрод «Я учусь читать»
смешные и короткие тексты, хорошие картинки, большие буквы — как раз то, что надо!


и ещё вот такое издание «Я умею читать», кажется, в нём крупнее шрифт

Когда ребёнок уже знает многие буквы и умеет читать отдельные слова, переход к фразам и текстам по-прежнему для многих детей очень сложен.
В такой ситуации отлично идут «книжки-разрезалки»,

Книжки-разрезалки — моя любимая идея, я опробовала её давным-давно на собственных детях, и они такие обожали.
Долгое время я пыталась уговорить разные издательства такое напечатать, но все отмахивались. Хорошо, что в итоге МЦНМО всё же взялось за этот странный проект.
Это такая книжка-игрушка, которые можно листать — и хохотать, получая смешные фразы.
Синий комар плывёт на юг.
перелистываем часть страничек и получаем
Синий медведь летит к пруду.
Лохматый корабль бредёт в дупло.

Кто-то из родителей мне недавно высказал мне такое своё мнение про эти разрезалки: «Я считал, что это ерунда, и какой смысл платить за картинки с подписями, но потом нам такую книжку подарили, и я своё мнение изменила. Ребёнок неделю играл непрерывно в эту книжку и дома, и в машине, и даже ipad не просил!»

А ещё я видела, что даже дети, отлично умеющие читать, любят играть с этими книжками,
выискивать «самое-самое смешное сочетание»,
потом начинают придумывать свою такую же книжку.
Кроме того, эти разрезалки страшно нравятся тем детям, для которых русский язык — не вполне родной, они на нём говорят, но им очень нелегко читать. Например, дети, живущие в другой стране, хорошо говорят на языке страны, охотно общаются с мамой и папой по-русски, но начать так же свободно читать по-русски им сложно.
А если ты читаешь «разрезалки», то ты начинаешь намного больше слов просто узнавать в лицо! И потом это помогает тебе читать другие книги.
Кроме этого «разрезалки» помогают детям прочувствовать построение фразы, согласование. Мы подчёркиваем подлежащее, сказуемое, определение, и даже если не обращать внимание ребёнка на эти подчёркивания, он в какой-то момент сам понимает, как ведут себя разные части речи.
Но главное — даже не это, а то, что с этими книжками ребёнок понимает самую важную идею: можно читать для своего удовольствия, а не только из-под палки!

Идею книжек с описанием игр в картинках мы с художником Настей Варнавской продолжили в книжке «Сашка, Сашка, что в кармашке». Там тоже нарисовано больше, чем написано в тексте, и можно из картинок взять себе идеи для игр с тем, что под рукой.

Книг для первоначального чтения на русском языке, увы, ужасно мало.
В последние 5-6 лет стали появляться отличные переводные книги,
но в некоторых из них очень мелкие буквы, в других — слишком вычурный шрифт.
В любом большом книжном магазине в Англии или в Америке вы найдёте целый большой стеллаж с книжками-картинками, так называемые picture-books, книжки с большими и подробными картинками, и при этом текста там — буквально 2-3 строчки на страницу. Эти книжки хороши как для двухлеток, которые впервые знакомятся с книгами, и для начинающих читателей.

С таких книжек хорошо начинать читать, если вы эти книжки ещё не зачитали до дыр.
И ещё хорошо, если ваш ребёнок может читать вслух младшему братишке или сестрёнке, когда он частично помнит книжку наизусть, а всё же поглядывает на страницу — и привыкает правильно интонировать текст, реагировать на точки и запятые, учится правильно читать «-ться, что, еГо, у неГо» и прочие мелочи, которые мы обычно не замечаем.


Это могут быть любимые книжки Дональдсон про Груффало,


«Если в домике тесно»,


«Хочу к маме»
Это может быть серия книг про кошку Мяули,

или книжка про тигра, который зашёл выпить чаю,


или смешная книжка «Если дать мышонку печенье»


Или серия про кота по имени Шмяк и мышонка по имени Сырник


Ещё есть очень смешные книжки Майера «Я всё могу сам», там смешные картинки и совсем мало текста, но некоторым детям надо прочитать много-много маленьких книжек с одной строчкой текста на каждой страничке, прежде чем они расхрабрятся на более длинный текст.


Для тех, кто любит истории про зверей, есть чудесные маленькие книжки Чарушина с его собственными иллюстрациями. Я их в детстве читала и перечитывала — про Томку, про Никиту…

Про умную собачку Соню — текста уже больше, но истории интересные и смешные, и их приятно перечитывать.

Для первых прочитанных книг важно, чтобы текст был смешной и не слишком сложный, чтобы дети могли сами уследить за сюжетом, и чтобы им хотелось узнать, что же дальше. Как-то с одним знакомым мальчиком мы расчитывались на книжке «Зоки и бада», которую мальчик знал и любил, и готов был перечитывать снова и снова.

Дочь моя неожиданно для всех научилась читать, пока листала любимые сборники стихов — Берестова, Маршака, Ренату Муху, Вадима Левина. Она их листала и рассказывала на память — где какая картинка, там и рассказывала.
А потом вдруг научилась и новые книжки стала с той же скоростью читать — года в четыре.
Я, кстати, тоже именно так и училась читать — читала и перечитывала наизусть любимые тонкие книжки.

Брат мой, наоборот, хотел сразу читать толстую серьёзную книжку, и он начал читать с толстого тома рассказов Носова.
А сын мой стал читать с «Хоббита» — прочёл её за лето после первого класса, и с тех пор не останавливается, читает днём и ночью…

Есть дети, которые любят читать стихи, и готовы перечитывать тонкие книжки, и по моим наблюдениям им легче научиться читать, потому что они соотносят текст, который они знают, и написанные буквы.
А вот детям, которые уже знают буквы и хотят каждый раз читать новую книжку, начать читать бывает сложнее.
Малышовые книжки им читать неинтересно, а на сложные — не хватает навыка.

С такими детьми иногда срабатывает способ — прочитать первые 2-3 главы увлекательной толстой книги, и они настолько увлекаются, что хотят сами дочитать и узнать, что дальше.

Есть и третий вариант: навык чтения у ребёнка есть, технически он может прочитать любой текст, но е получает от чтения удовольствие. Может быть, его много заставляли, и чтение было обязаловкой.
Или его просили непременно пересказывать и отвечать на вопросы по тексту.
А может, чтение было формой наказания или способом усадить подвижного ребёнка «хоть чуть-чуть посидеть тихо».
Или мама и папа подсовывали ребёнку книги, которые им самим нравились в детстве, а у ребёнка эти книги «не пошли», и он над ними страдал… Или родители отнимали у ребёнка «всякую муру», а он в итоге перестал читать муру, но и серьёзное тоже перестал читать.
В общем, бывают дети, которые читать умеют, но не читают.

Что предложить в такой ситуации?
Во-первых, можно читать вслух то, что вы сами любите, и те книги, про которые вы полагаете, что потребуются ваши пояснения.
Во-вторых, можно попробовать записать по ролям аудио-сказку, или поставить спектакль.
Текст читать, да ещё по ролям, многим детям интереснее.

А ещё бывают самые разные словесные игры.
И есть всякие игры на объяснение слов, например «элиас» и «шляпа».
Это тоже помогает научиться формулировать и понимать — и зачастую помогает продвинуться в чтении.

А ещё недавно вышла изумительная книжка с анаграммами, то есть с перепутанными буквами.
Для тех детей, которые умеют читать свободно и для взрослых — это невероятный источник цитат и просто повод посмеяться.
Для детей, которые уже умеют читать короткие тексты — повод познакомиться с таким типом словесных игр.
«Зубака» — это такая своеобразная коллекция удивительных и невероятных животных, отличное сочетание коротких текстов и смешных картинок, наслаждение для всей семьи.
Написал эту книжку Антон Тилипман, vokati , человек с потрясающим языковым чутьём и автор массы каламбуров и шуток. Он, кстати, ещё и один из авторов городской игры «ПроУлочки», автор многих задач для этой городской игры.

А у ваших детей какие были самые любимые книги, которые они часто перечитывали — или просили вас перечитать?
С каких книг ваши дети начали читать?

Запись опубликована в рубрике Книги, Статьи с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

95 − 91 =