Каллиграфия — а зачем?

Когда-то в школе учили не просто писать разборчиво,
а учили писать пером, тушью,
нажим — волосная, нажим…
Перечитайте книгу «Первоклассница» или посмотрите кино — там малыши сначала учатся писать, в свои 7-8 лет — карандашом.
А уж тем, кто умеет писать красиво и без исправлений — тем дают пёрышко!
Во многих странах дети, пока учатся писать, пишут в рабочих тетрадях карандашами,
исправляют столько раз, сколько нужно,
и им за это оценку не снижают.
И если мы хотим сделать, чтобы у детей был красивый почерк, то надо подумать о том, чтобы выделить на это отдельное время.
Дети любят игры — ну так давайте играть в каллиграфию!
Можно нарисовать огромную букву на асфальте мелками или струёй воды из брызгалки — и по ней бегать.
А можно придумывать как можно больше своих вариантов написания одной и той же буквы, играть в создателей шрифтов.
Для того, чтобы у человека сформировалось представление о том, какая буква — самая красивая, ему надо из чего-то выбирать.
Поэтому надо нарисовать много-много похожих букв — и выбирать на каждой строчке королеву.
А ещё можно сделать строчки разной ширины. Потом бросать кубик, и если выпало 1, то рисовать букву самую крошечную, на узеньких линеечках. А если выпало 6, то на огромных широких линейках.
Можно соревноваться — кто больше похожих букв впишет одну в другую.
А можно сделать строку расширяющуюся, сужающуюся или любой переменной ширины — и попробовать в неё вписывать слова.

И если мы считаем, что достаточно просто разборчивого почерка, то надо разрешить детям писать карандашом и стирать. Или писать стираемой ручкой.
Но уж если мы взялись играть в каллиграфию (а это, на мой вкус, не раньше 8 лет, а скорее в 9-10 лет интересно), то надо дать детям самим выбирать тексты для переписывания.

Красивым почерком переписывать скучный текст из учебника — неинтересно!
Надо сперва выбрать тот текст, который тебе самому нравится.

Потом надо подобрать подходящий шрифт — ведь даже самые красивые буквы с завитушками подходят не для любого текста.
Если пухлыми круглыми буквами написано «диваны, матрасы», это нормально,
но этими же кругленькими буквами написать «банк. кредиты» — и будет несоответствие текста и смысла.

(Я когда-то у Игоря Белого bujhm читала прекрасное исследование о том, какие бывают шрифты, кто их изобрёл, кто модифицировал,
и там были прекрасные примеры шрифта, который подходит — или не подходит для какого-то текста)

Мы с детьми как раз недавно это обсуждали, и в качестве примера я взяла и нарисовала несколько картинок:

Альбом: осень15


поменяешь шрифты — и текст будет восприниматься иначе…

И ещё одно важное замечание.
Когда мы оцениваем одновременно грамотность текста,
почерк,
количество помарок,
пропущенные буквы,
наклон и прочие особенности почерка — это странно.
Если мы хотим попросить ребёнка сочинить свой текст, то надо на время забыть про грамматические ошибки,
помогать, подсказывать тактично («А знаешь, взрослые это слово пишут вот так»),
но не мешать сочинять и фантазировать.
Если упор на внимательности, и мы хотим научить аккуратно переписывать 3-4 строчки текста,
то можно дать выбрать свои 3-4 строчки,
и оценивать именно внимательность — пропуски букв и знаков.
Если упор именно на красоте букв, то можно тренироваться писать своё собственное имя, имена родных и близких — но красиво.

Видела у kosha_ann прекрасный тренажёр безотрывного письма — ниткой по табличке из «липучки»,
и если вы хотите научить детей писать красиво, то вполне можете сделать такую штуку — и дома развлекаться!

Опять же, если выделить каллиграфию в отдельное занятие, то вы обнаружите, что даже час в неделю может изменить почерк — и отношение к предмету.
Главное — в каждом тексте искать удачные буквы, а не самые кривые.

Запись опубликована в рубрике Размышления, Школа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

41 + = 43