Сколько кружков нужно дошкольнику?

Про родительскую алчность, свободную игру и детскую мотивацию

Скажу крамольную вещь — чем меньше, тем лучше! И только такие, которые нравятся самому ребенку и на которых ребенок не сидит 40 минут или час за партой, а может играть. И не с 1 сентября, — дайте ребенку время втянуться в ритм и режим.

Стремление водить маленького ребенка на как можно большее количество занятий — ничто иное как родительская алчность. Вокруг так много интересного! Заверните мне все, и побольше!

И еще это страх — родители боятся что-то недодать детям. Все выглядит таким нужным и таким полезным! И если ребенок это не получит, то все, он в этом мире в отстающих, упустит — и не догонишь. И… начинаются попытки догнать — все успеть, все взять, все попробовать, со всем познакомить, все развить.

К чему это может привести, я уже писала, и не раз. К тому, что ребенку ничего не интересно и ничего не хочется, к тому, что ребенок начинает часто болеть, к тому, что он остается психически незрелым — маленький старичок, который трудится-трудится, учится-учится, но не растет. Потому что для роста нужна свобода.

Я часто вижу такую картину на слетах туристят, на математических игротеках, на разных научных праздниках и фестивалях: приходит семья, и увлеченные родители, внимательно прочитавшие программу, пытаются успеть всюду. Они отрывают ребенка, который чем-то уже заинтересовался и увлекся, и тащат его дальше:

  • Пойдём скорее, в гороховый конструктор ты и дома можешь поиграть, скорее, быстрее, там будут опыты показывать!
  • Ну что ты, мыльных пузырей не видел?! Скорее пойдём, там будет жонглирование и лепка из глины!

И дети не успевают сосредоточиться, задуматься, прочувствовать, насладиться — освоить и понять. И они приучаются, что их интерес ничего не значит, что надо — галопом по европам. Как думаете, такой ребенок, когда вырастет, сможет найти любимое дело и отдаться ему, и достичь в нем чего-то?

Задача ребенка в раннем возрасте — наиграться вволю, досыта, обыграть, отыграть все, с чем он встречается в жизни. Дайте ему такую возможность. Через игру ребенок учится жизни.

На самом деле я не против кружков и занятий для маленьких детей. В конце концов, я и сама веду занятия с дошкольниками .

Я считаю, что “правильный” кружок для ребенка должен быть:

а) интересным самому ребенку,

б) не слишком трудным для ребенка (если ребенок кричит или разбрасывает игрушки от переутомления после занятий, то, значит, он еще не дорос до этого занятия либо оно ему не подходит),

в) и не слишком легким для него (чтобы ребенку не стало скучно и чтобы ребенок чувствовал радость познания, свершения),

в) таким, чтобы у ребенка была возможность во время занятия и сосредоточиться, и поиграть, и подвигаться,

г) с внимательными и доброжелательными педагогами, способными видеть и учитывать особенности ребенка.

Я на своих занятиях всегда работаю с ассистентами — так мы можем уделить внимание каждому ребенку и направить каждого с учетом его темперамента и с учетом комфортного для каждого темпа работы.

И, да, на наших занятиях мы с детьми постоянно играем. Просто потому что игра —  самое органичное для детей занятие.

Как выбрать кружки для дошкольника?

  • Спросите у самого ребенка, что он хочет — рисование, спортивные танцы, театральную студию или мышематику? Дайте попробовать именно то, что ребенку хочется самому.
  • Многие клубы и детские центры устраивают дни открытых дверей, дают возможность прийти на пробное занятие бесплатно или опалить его отдельно до оплаты курса. Воспользуйтесь этим и посмотрите, увлекся ребенок или нет во время занятия, не переутомился ли, получился контакт с педагогом или нет.

Я не могу сказать, что дошкольнику нужно не больше двух кружков или не меньше трех. Смотрите по ребенку.

Может быть, ребенок увлечётся чем-то одним и будет дни напролет решать задачки из моих тетрадок или строить лего-роботов, или красить красками, или гонять мяч. Пусть гоняет, красит, строит, решает. Освоит — переключится. Но дайте ему возможность самому поставить точку в своей истории.

А может быть, он будет хотеть каждый день что-то новое, темперамент у него такой. Ну дайте ему каждый день это новое. Порастет — разберется, что ему ближе.

Не бойтесь, что ваш дошкольник упустит что-то. Не упустит. Наоборот, он научится тому, что учиться — это интересно. Он познает, что обучение — это процесс. Он научится понимать то, что делает. И, поверьте мне, любое занятие — оно не только про это занятие, оно вообще про формирование понятий, про организацию и самоорганизацию, про мотивацию и так далее.

И самое главное. Составляя график занятий для дошкольника, обязательно оставьте в нем свободные дни, когда ребенок будет играть в то, что хочет.

Свободное, “бездельное” детям жизненно необходимо. Дети занимаются не только на занятии. Им нужны силы и время обдумать, обыграть, прочувствовать то, что было на занятии. Иначе это не отложится в психике, в памяти. Не усвоится.  И станет просто тратой времени.

Кроме того, свободная игра — это возможность творить свой мир. Не лишайте детей этой возможности.

Поделиться:
Запись опубликована в рубрике Дошколка, Размышления, Статьи с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *