Играли вчера с четырёхлетками в игру с вишенками HI-HO CHERRY-O, там очень простые правила:
крутишь стрелочку, и если она указывает на сектор с 1 вишенкой, то с дерева снимаешь одну вишенку, а если на сектор с 3 вишенками, то снимаешь 3 вишенки. Если выпадает птичка или собачка, то возвращаешь на дерево одну из своих собранных вишен.
В секторе, где 3 вишенки, нарисована и цифра 3, и три вишни, но мало кто из четырёхлеток пользуется цифрами — все пальчиком пересчитывают нарисованные вишенки.
В игре «земляничные тропинки» — аналогично.
Там надо переворачивать карточку и смотреть, сколько ягод нашёл медвежонок. Если нарисовано 3 ягодки в лапах у мишки, и написано +3, то нанизывать на свой шнурок-травинку 3 бусинки, а если нарисовано 2 ягодки, то написано +2 — и надо нанизать 2 ягодки.
Получается, дети знают цифры, но ими пока не пользуются.
А пользуются только самым надёжным: пересчётом с единицы, с тыканьем пальчиком в каждый предмет пересчёта.
(И по мне, так лучше тыкать пальчиком и получать правильный ответ, чем пытаться играть в угадайку и пытаться прочесть ответ на лице учителя!)
А ещё некоторые мои пятилетки отлично считают, пропуская кто «6», кто «9», кто «13 и 14». Поиграли в «читай-хватай», скажем, и считают, у кого сколько карточек.
А я слушаю, как считают:
«1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 14, 20, 21, 22! У меня 22 карточки! Я победил!»
Я уж не говорю про 17 и 18, которые путаются почти у всех, и про 12 и 20.
Между прочим у «Банды Умников» есть игра Этажики, в которой один из вариантов правил как раз и рассчитан для 4-х леток для освоения порядка чисел в числовом ряду.