Как показывает практика, разные дети учатся читать совершенно по-разному.
Одни дети сами откуда-то узнают буквы, потом сами догадываются, как эти буквы собирать в знакомые слова. Но таких детей не так уж много.
Чаще чтение вызывает массу сложностей. Дети могут назвать все буквы, но не всегда могут понять, как из этих букв собрать что-то знакомое. Многим детям бывает крайне сложно удерживать в памяти начало слова, пока они дочитывают последние буквы. Некоторых детей буквы интересуют в 2-3 года, а другие к буквам совершенно равнодушны до 5-6 лет.
В итоге перед школой многие родители вдруг спохватываются: «Ой-ой, уже 6 лет, а он ещё не читает! Вот я в его возрасте уже с толстыми книжками сидел!»
Ну что же, эти дети — другие. И в чём-то они разбираются получше нас, но читать ещё не умеют. Утешительная новость состоит в том, что для того, чтобы стать читателем, не принципиально — начать читать толстые книги в 4 года, в 6 или в 8.
Все взрослые, которые много читают, делают это для удовольствия. И дети, когда учатся читать, тоже хотят получать от процесса удовольствие.
Некоторые дети любят читать исключительно по делу: они читают записки, рецепты, подсказки — где лежит клад. Другим детям нравится писать буквы и подписывать свои картинки, сочинять и записывать свои истории и сказки. Это тоже отличный способ научиться читать! (Особенно если у взрослых хватит мудрости и такта — не ругать за пропущенные или зеркально написанные буквы, и пока смириться с орфографическими ошибками). Кто-то из детей любит читать СМС-ки или сообщения в чате, или короткие подписи в диафильмах.
Некоторые родители очень требовательны, и хотят, чтобы дети сразу читали сложные и большие книги. Но на самом деле, не так уж принципиально, на какой книге ребёнок «расчитается» и сможет набрать хорошую скорость чтения. Это может быть журнал про драконов или феечек, сборник анекдотов или комиксы. Если в итоге ребёнок стал читать быстрее, и начал получать от чтения удовольствие, то это уже отлично!
Русский язык не так уж прост, в нём много длинных слов, важны окончания, и при этом нет фиксированного порядка слов. Отчасти по этой причине на русском языке существует не так уж много книг, которые хорошо подходят для начинающих читателей.
Какие это должны быть книги?
С красивыми картинками, с простым крупным шрифтом, текста должно быть не пугающее количество. В идеале — простые слова, без переносов со строки на строку. Но самое главное, эти книжки должны быть интересными. Дети читают для удовольствия то, что их радует, то, что им интересно.
Иногда дети читают и перечитывают любимые книги, которые они знают почти наизусть. Это тоже хорошо — они учатся соотносить написанный текст и знаки препинания с тем, что произносится, привыкают читать правильно всякие мелочи типа «что», «его», «у него», «лестница», «солнце» и тп — и начинают многие слова узнавать в лицо.
Перечитывать знакомые книги не вредно!
Кто-то из детей читает только простые и короткие слова, а на длинных словах спотыкается и огорчается. А кому-то длина каждого слова не страшна, но большие тексты пугают — на 2-3 строчки он готов, а больше пока боится.
Некоторые дети начинают читать с коротких смешных рассказов, сборника анекдотов, песенника или комиксов. Другие читают малышовые книжки вслух младшим братьям и сёстрам…
Я попробую тут собрать те книжки, которые радуют детей.
Главное — книжки, которые ребёнок читает, должны нравиться ему самому, не маме с папой! И пусть в книжке всего 8 страниц, зато сам прочёл её всю!
И понял, и перечитал!
На английском языке есть полно книжек, разбитых по уровню, с очень короткими и простыми словами, с простыми фразами. Есть серия BOB-books, есть и другие.
У нас такие книжки только начинают появляться.
Одна из первых серий таких книжек — коробочка с маленькими книжками Юли Луговской — Пип и его друзья
Ребёнок читает — и играет во всё это. Он тоже может привязать себе хвост из верёвки — и превратиться в тигра или кота, или сделать себе заячьи уши из колготок, а нору под одеялом.
Эти книжки ценны именно тем, что они — про живую игру, и в них играет роль и текст, и картинка.
А ещё есть потрясающие книжки с картинками Тани Русситы, одна другой краше.
Слов в них совсем мало, зато дети могут сами всё прочитать. Сам может!
Зато сам | Чей бок | Дом для лис
Книжки-разрезалки типа «Синий комар плывёт на юг» или «Весёлая яблоня сидит на диване» или «Слон охотится в снежном небе» — это книжки-игрушки, чтобы читать и хохотать, перелистывая части страничек.
И я знаю уже довольно-таки много детей, которые полюбили брать книги в руки именно после книжек-разрезалок.
Письма гномика Гоши — тоже не совсем книжка, это блокнот, в котором собраны записки от гномика, от самых простых, до более сложных, и некоторые дети начинают читать именно после переписки с этим гномиком…
Многие дети не любят азбуки и буквари. Но есть потрясающие книжки с картинками и стихами Дарьи Герасимовой, их можно разглядывать часами, например азбука превращений
Есть книжки, которые отлично подходят для малышей 2-3 лет, но и шестилетки, начинающие читать, тоже смотрят на эти картинки и веселятся. Линдгрен Барбру «Макс и печенье«
В этой серии еще недавно было всего 4 книги переведено, теперь уже больше. Вот, например, Макс купается. Там такие смешные картинки!
Сашка, Сашка, что в кармашке — там уже побольше текста, и много идей, как играть с тем, что у тебя под рукой.
Чик и Брики, Шеффлер — прекрасные малышовые истории, и текста мало, и картинки симпатичные
тс-тс-тс — тоже очень красивые книжки
Издательство «Самокат» перевело недавно волшебную серию книжек про 14 лесных мышат.
Там такие картинки, такие детали!
А текста — ровно по 1 строчке под картинкой!
и другая симпатичная серия Роб Скоттон, котёнок Шмяк, там некоторые слова длинные и сложные, но текста мало, и детям нравится
книги Лобела про Квака и Жаба (видимо, тираж закончился — мб потом переиздадут?)
некоторым детям нравится серия про Тосю и Босю
Карлхен — симпатичный зайчонок, и с ним происходят разные истории
про лиса и Зайку некоторые дети готовы читать и перечитывать до бесконечности
Аксельрод «я умею читать»
Радлов — рассказы в картинках
Многие дети любят игры со словами, например, книгу с палиндромами «Арбуз у зубра«
Анаграммы в книге «Зубака» такие смешные, что их потом все цитируют
Шибаев «буква заблудилась»
Шибаев «озорные буквы»
А ещё есть книжки, которые дети перечитывают, потому что в них очень узнаваемые ситуации
«Моя любовь»
Эта книжка волшебная, в ней и текст и картинки такие живые!
Люблю, когда ты шагаешь как большой.
И когда я шагаю, как большая…
Ну а для тех, кто уже готов прочитать целый рассказ на страничку или две, отлично подходят истории про Сашу и Машу.
Но этот обзор я напишу явно позже )