Малыши и математика: пять путей к взаимопониманию

Что для малышей математика и как учить малышей математике

26 февраля на Саммите по дошкольному развитию (организатор — журнал «Семейное образование») я рассказывала о том, как понимают математику малыши и как научить малышей понимать математику. И как мы учим малышей математике на наших занятиях.

Самое главное.

Есть вещи, которые ребенку по возрасту, а есть — которые не по возрасту. Есть какие-то вещи, до которых он дорос, а есть — до которых не дорос. И когда ребенку в год-полтора-два сказать: «Давай, малыш, мы выучим буквы и цифры» — это не по возрасту. А что — по возрасту?

Игра

Игра — естественное для маленьких детей состояние и основная их деятельность, в том числе познавательная. В игре лучше всего усваивается информация и осваиваются навыки. Хотите, чтобы ребенок что-то понял — поиграйте с ним в это. Язык игры — самый понятный язык для детей.

Язык тела

Все, чем мы ребенком занимаемся, должно быть пропущено через его тело. Через игру и через тело.

На наших занятиях с малышами мы все переводим в какие-нибудь понятные ребенку движения. Помаши одной рукой, помаши двумя руками. Встань на одну ногу, похлопай одну коленку, спрячь одну коленку, спрячь две коленки. Спрячь одно ухо. Сколько я пальцев подняла — столько раз стукни. Сколько раз я скажу мяу, столько раз подпрыгни. Сколько раз я хлопнула, столько шагов пройди.

Мы переводим одно движение в другое, а потом уже начинаем переводить их в количество. Мы переводим все на язык тела ребенка — понятный ему язык.

Все надо потрогать

Когда занимаемся с дошкольниками в наших математических кружках, мы по максимуму используем различные счетные материалы. Все, что мы считаем, мы должны считать на каких-нибудь предметах.

Для четырехлеток, например, игры со счетными бусами — это зачастую как волшебство или фокус в цирке. Вы можете любые бусины надеть на шнурок — пять одного цвета, пять другого, этого вполне достаточно для маленького ребенка. И дальше зажимаете несколько бусин посередине в кулак: «Сколько бусин я сейчас спрятала? Какого цвета?” А теперь — сколько я вот так спрятала? Если он не знает — открой и покажи. А потом ребенок говорит — а давай я тебе загадаю, а ты отгадаешь? Он мне загадывает, а я смотрю и говорю — ага, ты спрятал одну синюю и две красные. Ребенок разжимает ладошку — и правда, одна синяя и одна красная! “Ты подсматривала!” — “Нет, я не подсматривала”, — “А как ты тогда догадалась?”

Для многих детей в 4 года это наше “как догадалась” — еще не по возрасту. Дорастет — сам догадается!

Мы используем все — счетные палочки, счетные кубики и просто кубики, нумикон и его российский аналог, который называется конструктор “Алиса”, считаем на пальцах (мы обязательно считаем на пальцах!)…

Когда дети известную им скороговорку “1-2-3-4-5” (если ребенок умеет это произнести, это еще не значит, что он умеет считать) потрогают своими пальчиками, переложат из руки в руку или из кучки в кучку, — они начнут понимать, что такое 1, что такое 2, что такое 4 и 5…

Выбирать, сравнивать, делать так же…

По сути, это логические задания. Выявление сходств, различий, закономерностей. Такими заданиями дети обычно неплохо справляются, делают их с увлечением и серьезной старательностью.

Совсем маленьких (2-3 леток) мы просим разложить кубики — красные на красную тарелку, синие кубики — на синюю. Бывает, дети еще не знают, каким словом какой цвет называется, а с заданием справляются.

Справились все, можно двигаться дальше. Вот я сложу их трех кубиков башенку, ты сложи такую же. Многие дети говорят: “Нет, это я сложу, а ты повтори!” Тоже хорошо. В таком варианте можно сделать небольшую ошибку и спросить ребенка: “Я точно сделала, как у тебя? А посмотри внимательно? А может, этот кубик надо на краешек подвинуть? Или треугольный кубик другой стороной повернуть?”

Геометрия для 2-4-леток

А какую еще башенку можно сложить из этих же трех кубиков? Да, треугольный кубик сбоку, не только сверху. А теперь — еще одну, похожую на первую, но у нее кубик с краю. И мы все, что делаем, озвучиваем. Потому что без речи мы никуда не сдвинемся. На, сверху, под, посередине, с краю… Это важно, это пространственное мышление.

С детьми от 4 лет можно строить по схемам, от 5 лет и зарисовывать по клеточкам то, что построили.

Занятия с малышами (2-4 лет) должны быть игровыми! Все, что ребенок узнает, он должен обыграть, а также прочувствовать своим телом и потрогать своими руками. Время абстрактных понятий придет позже. Сейчас же ребенок должен играть, двигаться, разговаривать и трогать!

Поделиться:
Запись опубликована в рубрике Дошколка, Наши проекты, Необычная математика с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *