У нас с октября начались наши группы для детей 5-6 лет «мышематика», где мы бегаем, прыгаем и всячески играем в математику.
Мы, кстати, готовим сейчас видео-курс для учителей и воспитателей о том, как играть в математику, там у меня прямо целый раздел про игры, подвижные и настольные, которые мы используем на занятиях.
Вот недавно мы с малышами играли в Нумикон, это такие пластинки с дырочками, и можно из них складывать картинки по образцу, потом пересчитывать — сколько всего дырочек получилось.
Даю детям одинаковый набор деталей: пластинку с двумя дырочками, уголок с тремя дырочками, и квадратик с 4 дырочками.
— Вот, — говорю, — из двух деталей я сложу картинку, а одну деталь спрячу. Вам надо догадаться, какую я спрятала, и тоже спрятать её за спину, а из оставшихся построить такую картинку, как у меня.
Беру квадратик и полоску-двушку, собираю из них большой прямоугольник.
Дети открывают глаза, радостно кричат «уголок спрятали», и легко повторяют мою картинку. Потом старательно пальчиком пересчитывают число дырочек.
У кого-то получается 6, а у кого-то 5, у кого-то 7 — им ещё это сложно.
Я снова прошу их закрыть глаза, потом складываю из тех же деталей картинку другой формы.
Дети открывают глаза, складывают мою картинку и … заново пересчитывают! Им совершенно не очевидно, что если детали те же, то и результат будет такой же. И нет идеи, что у всех результат по идее должен получиться одинаковым!
Самое сложное для взрослых, по-моему, в этот момент не подсказывать и ничего не объяснять.
Детям нужен свой личный жизненный опыт на эту тему, своя личная убеждённость в том, что как ты ни складывай 4 + 2 или 2 + 4, итог всё равно будет одинаковый — и когда ты считаешь на пальцах, и когда считаешь дырочки на нумиконе…