Проводили мы недавно семинар для учителей одной из школ.
Сидит 20 человек учителей началки, слушают, кивают, но видно, что минут через 10-15 их внимание потихонечку «уплывает».
Ага, даём им в руки кубики от конструктора, и просим составить как можно больше разных плоских фигур из этих 5 кубиков (по сути просим придумать полный набор пентаминошек)
Увлеклись, прицепляют кубики, рисуют на клеточках — интересно же!
-А у нас уже 8, мы всё нашли. Как, их больше? А у нас больше не получается… Хотя нет, вот ещё придумали!
Улыбаются, обсуждают — прямо приятно посмотреть.
Потом точно так же показываем геодоски, обсуждаем задачи, у которых несколько правильных решений…
Берём кубики СЛОЖИ УЗОР и показываем несколько уровней сложности — разные задания с этими кубиками.
Цветные схемы, схемы с буквами, схемы «пустые» — сложи как сам хочешь и раскрась, схемы в изометрии, вид спереди, сбоку и сверху.
Предлагаем сложить из кубиков башенки и раскрасить — некоторые так увлеклись, что потом ещё полчаса красили схемы с изометрией.
Дали другие кирпичики, предложили свои схемы на бумаге в треугольную клеточку нарисовать.
-Ой, говорят — сложно как!
Но в итоге справились, тоже увлеклись…
Но потом снова поскучнели: «У нас, — говорят, — программа, мы отчитываемся перед родителями — и надо, чтобы дети успели за урок много сделать заданий в тетрадях на печатной основе. Иначе родители решат, что мы весь урок играли! И завуч нам не позволит играть…»
Завуч сидит здесь же, и говорит, что пусть играют, и пусть детям будет интересно на уроках.
Рассказали мы в конце про разные логические игры — сет,
барабашка,
котосовы,
фруктаж
Пора бы уже заканчивать, и тут пара учителей нам говорит: но вы же нам не рассказали никаких игр на состав числа!
-Да как же — не рассказали?! А счёт на пальцах, покажи 6 пальцев разными способами, это же состав числа! И игры со счётными кубиками — тоже на состав числа. И со счётными палочками — сколько палочек мы спрятали — тоже.
-Ой, точно. А ещё можно?
Ну, во-первых, мой любимый турбосчёт — точно на состав числа.
Можно в него играть с правилами про больше-меньше, а можно — ровно столько-то на столе среди всех открытых карт, скажем, ровно 8 — это может быть 2 и 6, а может быть 2, 2 и 4, или 2, 3 и 3…
и можно не на скорость играть, а каждому из детей дать своё задание, свою карточку с правилом, кому-то 5, а кому-то 8, и надо на 2 или 3 карточках подобрать нужное число зверей.
а можно попросить закрасить 2 цветами в мешке — ровно столько, или ёжиков больше, чем птичек — как в турбосчёте…
а можно не одного цвета использовать наклейки для каждого цветка, а двух и попросить придумать разные цветочки, у которых ровно 6 лепестков-наклеек
Ещё можно складывать картинки из счётных палочек — и потом отгадывать, сколько из них дети спрятали.
Можно играть с магнитами в «раз-два-три, смотри», и учиться запоминать группами.
Прячем за ширму (или за листок бумаги), к примеру, 2 красных магнита и 2 синих, потом приоткрываем ненадолго, а дети должны запомнить, сколько там было магнитов, и ответ тихо записать — или тихо показать на пальцах.
Потом дети закрывают глаза, а мы добавляем 2 жёлтых магнита к примеру…
Или делаем 4 жёлтых и 4 синих и 1 зелёный…
и можно выкладывать 4 не только квадратиком…
Ещё можно сделать карточки «десяточка», 10 белых окошек, часть из них закрашена черным, если закрашено 3, то и в уголке карты пишем «3», если закрашено 7, то и пишем «7».
И просим набрать 10 чёрных окошек при помощи двух карт, или при помощи трёх карт.
Можно просить одну и ту же фигуру набрать из разных деталей нумикона,
или просто из 2-3 деталей нумикона сложить картинку, в корой ровно 7 окошек
В общем, есть масса способов по-разному отрабатывать идею состава числа — не заучивая наизусть, а каждый раз опираясь на разные наглядные штуки, которые дети смогут потыкать пальчиком.