С прописными буквами получается удивительная штука: многие родители сами от руки почти не пишут, а если и пишут, то отнюдь не всегда красивым почерком, а школа требует от детей именно этому обучиться в первый год.
Многим детям прописи даются нелегко, и особенно часто возникают проблемы именно с безотрывным письмом. И родители в этот момент вместо того, чтобы помочь ребёнку спокойно и безболезненно освоить этот непростой навык, начинают давить на ребёнка, заставляют его переписывать строчки и целые страницы, и не пытаются придумать никакой альтернативы.
Мой личный опыт:
В первом классе письмо было самым моим нелюбимым предметом. До школы я успела научиться писать прописные буквы, но я вырисовывала их медленно и аккуратно, а учительница первая моя диктовала быстро, и я не всё успевала записать.
В результате почерк у меня быстро испортился, я начала торопиться, и красота буковок перестала меня интересовать. Всю началку мне учителя регулярно снижали отметки за плохой почерк.
В средних и старших классах учителя были куда снисходительнее к почерку, и если было разборчиво, то отметок не снижали.
В конце школы я сама решила поменять свой почерк, и научилась весьма быстро писать разборчивыми печатными буквами.
И я до сих пор думаю с бумажкой в руках, мне важно по ходу разговора записывать всё, и писать план урока тоже на бумажке. Но я знаю, что многие взрослые в обычной жизни не часто пишут от руки.
Между тем любые навыки осваивать легче, если мы не воюем с ребёнком, а помогаем ему найти, что у него уже получается, а что вызывает сложности.
Иногда дети пишут некрасиво, потому что у них в голове ещё не сформировался образ буквы, они не очень точно чувствуют её пропорции. В таком случае полезно букву лепить из пластилиновых колбасок — или из песочного теста, и потом есть это печенье. На пластилиновых буквах проще понять, какую мы букву считаем красивой — более высокую или более широкую, круглую или овальную, где нужны острые уголочки, а где — нет.
Очень полезно писать буквы крупно-крупно, не на узких строчках, а на рулоне обоев или крафт-бумаги, на ватмане или на стенке. Можно писать толстой кистью, или мокрой губкой, или углём, или мелом на асфальте. Чем крупнее, тем лучше. И рисовать не только кистью, не пальчиками, а всей рукой.
А можно из букв сделать «матрёшку» — мама рисует огромную букву «А», ребёнок внутри рисует буковку поменьше, потом снова мама — ещё чуть меньше, потом снова ребёнок. А можно от маленькой буквы к большой идти, наоборот.
Можно рисовать не только на бумаге, но и на противне, посыпанном манкой.
Или на подносе с пеной для бритья.
Или палочкой на песке…
Можно из буковок снимать мультики, если нарисовать много-много букв примерно одного размера…
А можно изобретать свои шрифты, и пытаться специально сделать буквы то все более узкие, то все — более круглые.
И во всех прописях, хоть домашних, хоть школьных, не указывайте на ошибки, а выискивайте самые удачные буквы — и обводите именно их зелёными чернилами. Смотреть на удачные образцы куда полезнее, чем пересматривать свои ошибки!
Если дети боятся ошибок, то купите им для школы стирающиеся ручки, и разрешите везде, где только можно писать ими — или карандашом.
Куда важнее не обводить по пунктиру чужие буквы, а пытаться самому скопировать буковку. Это даёт куда больше — для формирования образа буквы.
Вы можете писать друг другу буквы пальцем на спине — и отгадывать, что это за буква. А можете нарисовать свои смешные буковки — с глазками, с завитушками, для красоты. Можно нарочно писать каждую следующую букву другим цветом.
А ещё мы с детьми играли так: берём бомбочку от игры «тик-так-бум», у неё датчик случайных чисел, иногда она долго тикает, минуты полторы, а иногда — через 20-30 секунд говорит «бух». И пока бомба тикает, пишем строчку с буквой (или цифрой). А как только бомба взорвалась, останавливаемся и считаем, сколько букв кто успел, и какие из них вышли удачными. И хвалим тех, у кого много удачных — играем на красоту, не на скорость.
Если учитель очень строг, и требует много прописей, и ругает за ошибки, то задача родителей — не присоединить свой обвиняющий голос, не заставлять ребёнка писать больше, а попробовать разобраться, в чем самая большая сложность.
Возможно, стоит попробовать писать на более широких линеечках.
Или взять тетрадку в частую косую линейку. А может быть, нужно найти более удобную ручку и мягкий карандаш.
Многие дети очень напрягают руку во время письма, и им полезно расслаблять руку, иначе у некоторых рука аж дрожит от напряжения, и буквы получаются неровные.
Часто дети напрягаются оттого, что боятся ошибиться. Вдруг получится убедить учителя, что вашему ребёнку пока удобнее писать мягким карандашом — и стирать ошибки и исправлять их.
Подумайте сами, на что сейчас важнее сделать упор — на грамотность, на почерк, на скорость письма?
И в разные дни тренируйте эти навыки отдельно.
Сейчас пишем быстро, а в другой раз — медленно и аккуратно, а сейчас ищем ошибки друг у друга.
В книге Ганькиной «Грамматическая аптечка» были отличные идеи по играм на уроках русского языка.
Можно, например, писать смешные фразы и словосочетания (например, взять книжки-разрезалки типа «бабушка пилит малиновый пирог» — и каждый выписывает самую смешную фразу)
А можно списывать не текст из учебника, а слова любимой песенки.
Можно сочинять общими усилиями смешную сказку или историю, а можно играть в дорисовки — и подписывать, что вы нарисовали.
Можно играть в школу и меняться ролями: одну смешную историю или фразу вы диктуете ребёнку, а другую фразу он диктует вам. Можете для убедительности взять карандаш не в вашу ведущую руку (правшам — в левую, левшам — в правую), или зажать карандаш пальцами ноги — и так писать диктант. Вы сможете в какой-то мере ощутить, как сложно первоклашкам, и как они устают. Хотя вы-то образ буквы в голове уже имеете, и вам не надо в этот момент думать, какую букву писать дальше.
На мой взгляд задача родителей — помочь ребёнку справиться, научиться, поддержать его, научить его разбивать сложную задачу на более простые.