Про буковки печатные и письменные

Я совершенно не претендую на то, что я знаю, как этому правильно учить, но хочу про это поговорить.
А выбор в любом случае всегда за родителями, и какие-то методы вам и вашим детям подойдут больше, а какие-то — меньше.

Мне кажется, что в современном мире роль каллиграфии и конкретно роль письменных букв и безотрывного письма постепенно снижается.
Я лично знаю достаточно много взрослых и весьма успешных людей, у которых отвратительный почерк, и которые не умеют и не любят писать от руки — и это нисколечко не мешает им успешно работать, и вообще мало отравляет им жизнь.

Хороший красивый почерк, имхо, — это скорее приятный бонус, чем жизненная необходимость.
Разборчивый почерк — нужен и важен, умение записать что-то быстро — важно, умение конспектировать — тем более.
Но если кто-то умеет писать быстро печатными буквами, или умеет быстро печатать на любой клавиатуре, то по сути это не принципиально.

Умение излагать свои мысли — на бумаге или буковками на клавиатуре — кажется мне лично куда более ценным навыком.
И когда в школе есть урок «письмо», или «родной язык», то в идеале, по-моему, хорошим результатом при обучении было бы умение составлять разные свои тексты, а отнюдь не только каллиграфия.

И если мы хотим, чтобы ребёнок научился писать связный текст, то не надо отбивать у него охоту к письму!
Надо поощрять, поддерживать и делать этот процесс увлекательным для ученика.

Многие дети хотят сами научиться писать.
Более того, есть дети, которые писать учатся раньше, чем читать, я таких тоже встречала достаточно.

Что же любят писать дети?
В первую очередь, своё имя.
Потом — имена мамы, папы, братьев-сестёр и прочих родственников.
О чём ещё дети охотно пишут? О том, что они сами любят, о своей любимой еде, любимых животных и тп.
Подписи к своим картинкам.
Списки гостей, списки покупок в магазине, рецепты.
Свои книжки и истории.
Дневники.
Шутки, анекдоты, загадки.
Смешные истории.

Есть ли дети, которые любят именно прописи, в которых надо написать целую строчку буквы «в«, потом целую строчку «д«?
Да, есть и такие, но их всё же не очень много.
Большинству детей это кажется скучным и бессмысленным.

Считается, что строчки в прописях помогут ребёнку сформировать моторную память, и он сможет каждую букву писать, не задумываясь о том, как она пишется. Однако это не всегда работает.
И если говорить о том, что надо запомнить начертание букв, в том числе и письменных, то тут больше пользы не от мелких буковок в прописях, а от огромных букв, написанных всей рукой.
Взрослый может нарисовать буквы разного размера, хоть гигантскую, хоть крошечную, потому что у него в голове есть «образ этой буквы», он может написать её с закрытыми глазами.
А детям для этого же могут помочь такие игры:
-писать огромные буквы мелом на доске или на асфальте;
-лепить буквы из пластилиновых колбасок;
-писать букву в воздухе с закрытыми глазами;
-писать букву пальцем на спине;
-выкладывать буквы из счётных палочек, верёвочек, камушков, каштанов, пуговиц;
-писать буквы мокрой губкой по доске или по стенке в ванной;
-рисовать буквы пальцем по слою соли или манки на противне;
-рисовать буквы по слою пены для бритья.

Можно взять лист ватмана или рулон бумаги (например, рулон бумаги крафт), и на нём писать буквы-матрёшки, мал-мала-меньше, от огромной до крошечной, и наоборот — от маленькой — и всё больше, больше.
А можно писать одно и то же слово, вписывая его в разные рамки — широкую и узкую, более длинную, круглую и даже треугольную.

Но чаще всего детям скучно писать отдельные буквы и их элементы.
Им хочется писать свои слова и тексты.

Если ребёнок сам пишет, по собственной инициативе, пусть печатными буквами, пусть пропускает часть букв и зеркалит те, что написал! Если вы смогли понять то, что он написал, это уже круто, и его надо поощрять и хвалить.
Можно сказать, что взрослые это слово пишут так
не ПNРОК , а ПИРОГ.
А ещё иногда пишут это слово письменными буквами, тогда оно выглядит вот так: пирог.

Можно написать ребёнку слово, которое он хочет написать, и пусть сам копирует.
Самые удачные буковки можно обводить зелёным.
А самыми красивыми надписями и фразами — украшать класс и комнату, дверь и стены.

Многие ли дети любят читать отдельные слоги?
А вот прочитать целую книжку, пусть маленькую — это уже приятно.
Именно поэтому дети так любят книжки Тани Русситы, «чей бок» или «дом для лис» — текста мало, картинки смешные, и интересно — что же там дальше?

При этом есть дети, которым нравится такая игра:
они выбирают книжку и оттуда списывают несколько слов (в идеале — целую фразу), а взрослые пытаются угадать, из какой это книжки.
Есть дети, которым нравится писать любимые цитаты из книжек, и всякие смешные словечки.
У меня несколько знакомых детей играли так с книжками-разрезалками.
Один берёт себе, скажем «весёлую яблоню«, другой — «слона«, каждый листает, и выписывает самую смешную фразу, какую сможет составить.
Потом меняются, и придумывают новые смешные фазы.
А можно и свою книжку-разрезалку попробовать сочинить.

Взрослые тоже не любят выполнять бессмысленную работу, так что дети в этом не одиноки.
Писать целую строчку одинаковых букв не всем нравится.
В этом занятии не видно смысла!
Но можно придумывать красивые ритмичные орнаменты, используя элементы букв.
Скажем, берём петельки как у буквы «у», и кружочки, и завитушки, и предлагаем каждому придумать свой красивый орнамент с этими элементами, повторяющимися несколько раз. А потом пробуем повторить орнаменты друг у друга.

Если ребёнок сам хочет научиться писать письменными буковками «как в школе», то можно спросить у него, какие слова он хочет написать, и написать ему образцы.
Можно предложить и более хитрую штуку: каждое слово написать 2-3 разными шрифтами, и пусть ребёнок выберет, какой ему нравится — тот и срисовывает.
Если ребёнок ещё плохо умеет читать, то прочесть слово, написанное письменными буквами, ему будет непросто.
Можно начать как раз с этого — искать пары слов, написанные разными шрифтами.
А можно предложить детям такие задания делать для вас — одно и то же слово написать печатными широкими буквами, печатными узкими буквами, письменными буквами.
Моторику развивает отлично.

Но важно отдельно поощрять интересные тексты, а отдельно — красивое исполнение, ибо это два совершенно разных навыка!
И мне лично кажется, что умение писать свои тексты, дневники, диалоги — куда более важный навык, чем прописи.

Есть такая книжка М. Ганькиной, «Грамматическая аптечка», там много интересных идей про то, как сделать увлекательными уроки родного языка.
И в том числе они с 3-4 классом много играли в каллиграфию, с разными шрифтами, пером и тушью — а в итоге у многих учеников сильно повысился уровень грамотности.

А ещё полезно помнить, что многие люди несколько раз сами меняют почерк в разном возрасте.
Нет ничего катастрофического в том, что ребёнок пишет пока коряво.
Если он пишет читабельно, разборчиво, то это уже хороший результат.

Если ребёнок впадает в панику от мысли, что надо написать от руки 5 строчек, то договориться, что если пишет первые 3 строки красиво и аккуратно, то последние строчки можно не дописывать. (Если это вообще посильно для ребёнка — написать 3 строчки без ошибок)
Если вы знаете, что ребёнку трудно писать мелко, то дайте ему вместо тетради с узкими линейками, большие листы с широкими линейками. Пусть пишет крупно, если при этом получается красиво!
Не надо заставлять переписывать «до тех пор, пока не напишешь всё как следует!»
Многим детям НЕ помогает написать на черновике, потом переписать. Они так устают, пока пишут черновик, что чистовик получается ещё хуже.

Если вы забыли, насколько сложно писать от руки тому, кто этот навык ещё не освоил, попробуйте сами взять карандаш или фломастер не в ту руку, или зажать его пальцами ног, или зажать зубами — и напишите без отрыва пару строчек.
Уверяю вас, вы с непривычки скоро устанете.
А ведь вы-то точно знаете, как пишется каждая из букв!
Переписывать начисто — для большинства детей вообще не вариант, у них мышцы на руках устают, буквы начинают дрожать и сползать.
Мой сын, например, в первом классе когда начинал писать букву «а» или «в«, то зацикливался на кружочках и обводил каждый по 5 раз.
Ручку при этом он сжимал так, что костяшки белели от напряжения. Почерк в итоге выходил ужасный. Естественно, все письменные задания вызывали у него панику.
А в 6 или 7 классе сам взял и поменял свой почерк, и сам начал много писать от руки.

А ещё помните, что для красивого письма нужны удачные материалы.
Если ребёнок не чувствует нажим, то ему сложнее написать красиво,
поэтому вы можете попробовать начать с кисточки или с палочки угля, а не с ручек и карандашей.

Вот тут у меня ещё была статья про прописи, более подробная.

Поделиться:
Запись опубликована в рубрике Размышления, Школа с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *