Интервью для сетевого ресурса Игровая Галерея в октябре 2012 года. Страница оригинала.
Нам очень повезло, и наши пути пересеклись c Женей Кац, мамой двоих детей, автором «Книжки для начинающих мам», «Математики для всех» и «Пирога с математикой», организатором таких проектов, как Слет Туристят, международная семейная игра «Клад в лесу», семейного лагеря и студии для малышей «Хоровод», ведущей игротек и математических занятий. Вопросы Жене задавали авторы «Игровой галереи», Ирина Самошкина и Андрей Василенко.
Женя, насколько мне известно, у тебя довольно богатый опыт создания игровых пространств: и слеты туристят, и семейные выездные лагеря, и кружки, и игротеки, и международная семейная игра «Клад в лесу»… А расскажи, пожалуйста, с чего все начиналось? Как ты от игры со своими детьми пришла к мысли об организации игр для всех?
На самом деле, эта идея пришла ко мне тогда, когда я сама ещё была маленькой. Мои родители устраивали на мой день рождения весёлые конкурсы и полосу препятствий, а соседи по даче репетировали и ставили с нами несколько спектаклей за лето. И я тогда ещё подумала, что ради одного своего ребёнка затевать что-то трудно, а вот для нескольких детей – намного приятнее.
Потом я много гуляла со своей младшей сестрой, и придумывала игры не только для неё, но и для её ровесников, с которыми мы встречались на детской площадке.
Когда появились мои дети, эта идея вспыхнула во мне с новой силой – мне захотелось устроить праздник в лесу, и мы позвали знакомых с малышами на первый слёт туристят.
Да и потом, когда мои дети подросли, я много раз замечала, что мне играть с 4-5 детьми проще, чем только со своими двумя.
Как ты думаешь, есть ли у твоих проектов что-то общее, какая-то объединяющая идея?
Да, общая идея многих моих проектов такая: «Проводить время с детьми можно весело и интересно. Родители могут придумывать и проводить для своих детей много-много интересных игр, праздников и экспериментов, и им нужна иногда минимальная помощь и поддержка, для того, чтобы устроить для своих детей потрясающий праздник!»
Кто твои вдохновители, учителя, предшественники в этом деле?
Вести занятия для двухлеток я училась у Кати Бурмистровой, психолога и мамы 10 детей. У неё есть прекрасный сайт «Семья растёт», и очень интересные циклы лекций.
Слёты туристят не возникли бы, если бы в детстве я не попала на подобные слёты, и если бы в нашей 91 школе не было традиционного школьного слёта «Арбузник».
Первый Праздник урожая мы придумали с моей подругой Олей Бояршиновой. Сейчас она ведёт музыкальные занятия в ЦЛП и группу поддержки семей с особыми детьми в Раменском. С ней же мы придумали в первом приближении идею игры «Клад в лесу», а первые клады прятали с Антоном Тилипманом возле станции Миитовская.
Игротеки мы придумали с моей сестрой Лёлей, и проводим с ней вдвоём и с Аней Маричевой.
Вести для детей интересные математические кружки я училась у Татьяны Петровны Зориной и у Татьяны Максовны Акивис.
Как возникают новые проекты, откуда приходят идеи?
О, у меня в этом плане тяжёлая наследственность – мои родители тоже никогда не страдали от недостатка идей ) Они для нас делали самодельный спорткомплекс, бассейн и батут на даче, даже горнолыжное снаряжение сами делали.
И у меня ещё столько разных идей, которые мне хотелось бы реализовать!
Я бы с удовольствием занималась рисованием с детьми или со стариками.
Или вела бы мастер-классы о том, как сделать уроки математики интересными.
Или сделала бы игры и книжки, по которым легко научиться читать.
У тебя большой круг единомышленников – как тебе это удается, в чем секрет?
Наверное, дело в моей уверенности. Я точно знаю, что в этом мире много хороших и интересных людей, готовых всячески включаться в интересные проекты. И эти люди всегда находятся!
У меня очень большой круг единомышленников в Москве. Но вот я съездила в Германию, провеа там несколько семейных фестивалей, – и теперь у меня большой круг знакомых и единомышленников по всей Европе. А теперь – ещё и в Америке тоже…
Какой твой самый первый опыт организации семейных игр?
Первые семейные игротеки мы с сестрой проводили два года назад. Поначалу приходило совсем немного народу, но постепенно проект обрастал своими поклонниками, и теперь некоторые семьи приходят почти на каждую игротеку.
Для чего нужны такие игротеки, кому это нужно, кто на них приходит?
Игротеки выполняют сразу несколько задач. Во-первых, для родителей и детей это общее интересное дело. Мы стараемся сделать так, чтобы во время игротек не скучали ни дети, ни родители. Иногда родители приводят детей в детский театр или на занятия, а сами сидят и скучают в коридоре. У нас же принципиально другой подход – родители вовлечены в процесс игры не меньше, чем дети.
Во-вторых, настольные игры и подвижные игры помогают родителям взглянуть на своих детей с неожиданной стороны. Мы стараемся подбирать такие игры, которые позволяют детям иногда обыгрывать родителей.
В-третьих, на игротеках мы можем поиграть в те игры, для которых нужно много игроков.
В-четвёртых, игротеки знакомят детей и родителей с разными новыми настольными играми.
Какие задачи решают семейные игротеки? Чем они отличаются от развивающих занятий?
Семейные игротеки отличаются от развивающих занятий в первую очередь тем, что на многие занятия родителей не пускают, и они не знают, как и чем занимаются их дети.
От игротек, проводимых магазинами настольных игр, наши семейные игротеки отличаются ещё сильнее – камерностью, и направленностью на взаимодействие через игры, а не на рекламу и продажу игр.
Какие основные принципы, по-твоему, должны быть у семейных игротек?
Семейные игротеки – это пространство, в котором семья может провести время вместе, за каким-то общим занятием.
Игра – для радости. Это наш основной принцип.
Мы стараемся сделать так, чтобы дети и взрослые играли – ради процесса, не стараясь обязательно выиграть.
В игре можно учить и доброте, и заботе об окружающих, и умению помогать друг другу.
Каков возраст детей – участников игротек? (минимальный/максимальный, есть ли деление на группы по возрасту и на чем оно основывается)
Мы обычно делаем игротеки для двух возрастов: дошкольники 4-6 лет и школьники 7-12 лет.
Иногда я делаю выездные игротеки для малышей 2-4 лет, с пальчиковыми играми и хороводами.
С двухлетками мы в первую очередь учимся общим играм, взаимодействию в игре.
На каждом новом уровне мы снова и снова возвращаемся к этой задаче.
В два-три года дети учатся друг у друга и у ведущего, активно повторяют движения друг друга.
В 4-5 лет мы играем в простые игры с правилами, учимся ждать своей очереди, реагировать на выигрыш и проигрыш.
В 7-8 лет мы показываем уже более сложные игры, учим детей уступать друг другу, не подсказывать, давать фору, договариваться о правилах.
Со старшими детьми можно играть в такие игры как «Элиас» и «Диксит» .
Кроме того, мы со всеми играем не только в настольные, но и в подвижные игры. И чем старше дети, тем им это актуальнее. Они целыми днями сидят – и в школе, и на других занятиях, и им надо где-то свободно подвигаться.
Какова роль родителей-участников игротеки? Все ли родители активно участвуют?
Родители очень важны на наших игротеках, поскольку детям важно видеть своих родителей не только занятыми, задёрганными и торопящимися, но и играющими, улыбающимися, спокойными.
А ещё мы стараемся на игротеках показать родителям те игры, которые они могут потом использовать дома, в семье.
Мы стараемся вовлекать родителей в наши игры, и почти всегда у нас это получается.
Мамы и папы по-разному играют с детьми? В чем различия?
Ну, начнём с того, что многие мамы и папы с детьми вообще играют не часто, считая, что детям лучше играть с детьми или с компьютером. Обычно родители спрашивают ребёнка вечером: «А что ты ел? Сделал ли ты уроки?» И редко спрашивают: «Во что вы сегодня играли?»
Мамы больше склонны в любой игре видеть развивающее занятие.
Папы, как мне кажется, активнее играют и возятся с детьми, затевая с ними шутливую борьбу, подбрасывая их к потолку и тп.
Нужно ли родителей учить играть, как? А детей – нужно учить?
Да, мне кажется, что многие родители забывают любимые игры своего детства, и уже редко позволяют себе расслабиться и поиграть просто так, ради процесса, для радости. И если им показать, что это совсем просто, то многие родители начинают охотнее играть.
Да и детей тоже сейчас часто приходится учить играть, они сами не всегда могут придумать, как разнообразить свою игру, как изменить её.
Почему это сейчас стало такой проблемой, неумение играть?
Раньше дети проводили много времени во дворах, у них было своё относительно безопасное пространство для игр, и свои правила. Малыши перенимали игры у старших детей, и старались освоить правила, чтобы старшие дети взяли их в свои игры.
Сейчас дворы практически исчезли из нашей жизни, и редко кто отпускает детей гулять во дворе или в парке. В итоге многие игры забыты и утеряны.
Что нужно знать и уметь ведущему игротеки, на что обращать внимание?
Ведущему игротеки важно видеть реакции детей и взрослых, и подбирать игры и задания, посильные для всех. Иногда игра может быть настолько быстрой и напряжённой, что некоторым детям это противопоказано. Важно вовремя отслеживать тревожные симптомы и переключать детей на другую игру или менять темп игры.
Важно уметь привлекать внимание детей, не повышая голос.
Ведущий должен отслеживать состояние группы и вовремя менять игру, чтобы дети и взрослые не заскучали.
Подвижные игры мы стараемся чередовать с тихими и настольными, быстрые игры – с медленными.
Если мы играем в подвижные игры, то надо постараться выбирать всех желающих побыть водящими, иначе дети огорчаются и обижаются.
В каких случаях лучше, чтобы ведущих было двое? Есть ли особенности работы вдвоем?
В случае, если детей больше 4-5 человек, уже удобнее, чтобы было двое ведущих. Если на игротеку приходит хотя бы один особый ребёнок – гиперактивный, или с аутичными чертами, то тоже очень важно иметь возможность одному работать больше именно с этим ребёнком, а второму – со всей группой. Во многие настольные игры хорошо играть с 4-5 детьми, не больше. И два ведущих могут показывать игру двум группам параллельно.
Как отбираются, придумываются игры для игротек?
Мы стараемся выбирать игры быстрые и компактные, правила которых можно объяснить за 5 минут. Для игротек отлично подходят такие игры как
«spot it» |
«Spot it Юниор» – со зверями и птицами |
«Барабашка» |
«Сет» |
«swish» |
«Спящие королевы» |
«Хали-гали» |
«стори-кубики» |
Подвижных игр мы знаем великое множество, но не во все легко поиграть в зале.
Есть ли план проведения игротеки, насколько он подробный?
Да, мы составляем обычно план каждой игротеки, но имеем и несколько универсальных игр «в рукаве», которые извлекаем при необходимости.
Сколько игр стоит иметь в запасе «в рукаве», на всякий случай?
Обычно мы планируем показать 5-6 игр, и примерно столько же игр берём про запас, самых любимых. Стараемся показывать какие-то новые игры, или показываем изменения правил. А в качестве запасных приносим проверенные и всеми любимые игры – «Кошки-мышки», «Хали-гали», «головоноги».
Большие магазины настольных игр устраивают бесплатные игротеки для взрослых. Как ты думаешь, почему не устраивают детских игротек? Твои игротеки – платные. Как ты думаешь, за что платят их участники?
Большие магазины в первую очередь стараются показать разнообразие своего ассортимента, и знакомят нас с новыми играми, за что им большое спасибо.
Правила многих игр куда проще понять, если игру показывает тот, кто в неё уже играл. Это куда проще, чем разбираться по книжке с правилами.
Мои игротеки платные по той простой причине, что это не продажа игр, а открытая группа для родителей с детьми, где мы при помощи игр решаем многие психологические проблемы этих семей.
Сколько обычно бывает участников на игротеках? Каково минимальное/максимальное число участников?
Обычно на игротеки приходят 3-8 семей, всего получается от 8 до 20 человек. Мы стараемся со всеми познакомиться, и для каждого найти игру, которая его порадует.
Если участников больше 30, то нужно больше ведущих, и намного сложнее устраивать общие игры.
Есть ли постоянные участники игротек, что у них общего?
Да, многие семьи приходят на игротеки постоянно. Им нравится дружелюбная атмосфера наших мероприятий. Мне кажется, эти семьи объединяет готовность играть и учиться чему-то новому.
Участники игротек как-то общаются в другом пространстве? Может быть в ЖЖ-сообществе или в группе «ВКонтакте»?
Да, мы часто обсуждаем разные игры и игротеки в моём блоге и в ЖЖ-сообществе iist_groups
Теперь хотелось бы тебя расспросить о слетах туристят. Как они возникли?
Слёты появились почти 15 лет назад, когда моему старшему сыну было всего 2 месяца. В мае 1998 года мы позвали друзей и знакомых с детьми на наш первый слёт туристят в Подосинках.
Провели полосу препятствий, несколько разных игр, поиск сокровищ по подсказкам. Первые несколько слётов были немноголюдными, однако со временем популярность мероприятия возросла, и мы отчасти изменили концепцию этого мероприятия.
Как часто проводятся, где, сколько обычно собирают участников?
Слёты туристят проводятся в Подмосковье 2 раза в год, в мае и в сентябре. Обычно это третьи или четвёртые выходные мая и сентября.
Весенний слёт мы проводим подальше от Москвы, а осенний – поближе. Выбираем поляну в лесу, прячем там клады, объявляем на сайте дату и место слёта, предлагаем тему и мастерские. Дальше участники уже сами договариваются, что и как они хотят там проводить.
Кроме того, мы устраиваем в Бутово в декабре зимний слёт туристят – на один день.
Обычно слёты собирают по 300-500 детей, бывало и по тысяче.
Несколько раз мы проводили дополнительно ещё Праздник Урожая и Масленицу.
А слеты туристят – их можно считать игротеками? Или только какую-то часть?
Да, в какой-то мере это большая игротека, большое свободное пространство с интересными заданиями и играми для родителей с детьми.
Как придумываются тематические слеты туристят? Сами темы, отдельные задания?
Мы обсуждаем темы предстоящих слётов на форуме или в ЖЖ-сообществе, потом придумываем модификации разных игр в соответствии с темой слёта.
Скажем, мастерская с угадыванием мёда на вкус, и рассказами про пчёл, хорошо подходит и для темы «Винни Пух» и для праздника по книжке «Зоки и Бада»
Как происходит подготовка слета, много ли людей участвует в подготовке, сколько времени занимает? Какое распределение ролей в команде организаторов?
Раньше мы всю подготовку слёта брали на себя, но лет за пять команда организаторов так устала, что мы были вынуждены искать другие варианты. Сейчас концепция слёта изменилась: без активных помощников мы слёт не проведём. Мы заранее выбираем время, место и тематику ближайшего слёта, придумываем несколько тематических игр и мастерских на форуме. Но дальше уже всё зависит от активности и фантазии помощников. Кто-то готов генерить идеи, кто-то берётся проводить мастерские, кто-то готов всё закупать и привозить, а кому-то проще быть на подхвате и помогать на месте.
В команде есть люди, которые традиционно отвечают за какой-то кусок работы, кто-то обычно занят на регистрации, а кто-то на полосе препятствий. За неделю до слёта я приезжаю на поляну и прячу клады. Если кто-то хочет поставить дистанцию для спортивного ориентирования – прекрасна. Пишут люди, что хотят провести для детей и родителей тренинг по тушению пожаров – замечательно. Мы рады новым идеям, и приветствуем любых волонтёров и помощников.
На слетах туристят обычно выдаются отличительные знаки: значки, календарики, колокольчики… Для чего это нужно?
Мы печатаем значки и грамоты для всех участников слёта – на память. Мне кажется, что многие маленькие дети любят такие вот вещественные знаки того, что они побывали на каком-то интересном празднике.
Семейные выездные лагеря возникли из слетов туристят, или это сразу был особый, отдельный проект?
Семейные лагеря – отдельный проект, хотя он отчасти похож на длинный слёт туристят. Слёт туристят – проект открытый, а семейные лагеря – закрытый. Попасть на слёт туристят могут любые желающие, а в семейные лагеря мы приглашаем семьи только через знакомых. Количество мест в семейном лагере строго ограничено, поэтому попасть туда сложнее.
Как часто ты проводишь семейные лагеря, где, кто их участники?
Семейные лагеря я провожу в июле в Белоруссии, в мае в Германии, в августе в Америке.
Участники – семьи моих друзей и их знакомые с детьми, готовые проводить разные занятия, игры и праздники для наших детей.
В своем блоге ты делишься тем, как ты проводила семейные лагеря в разных странах – в Германии, Израиле, Америке, Австралии… Есть ли особенности в том, как играют дети в разных странах, какие?
Дети – они везде очень похожи. И играют они тоже похоже. Но у разных лагерей разные немного задачи.
У всех лагерей, проводимых в других странах, есть упор на активизацию русского языка, игры по-русски, спектакли на русском языке и тп.
Мы хотим показать детям, которые говорят на русском только в семье, что есть много людей, говорящих тоже на этом языке. И стараемся придумать массу интересных занятий, которые бы тоже ассоциировались у детей именно с русскими лагерем.
А между родителями-участниками семейных лагерей есть различия?
Родители, которым нравится мой подход к воспитанию и играм с детьми – они очень похожи между собой, вне зависимости от места их проживания. В Калифорнии и в Белоруссии собираются на мои игротеки очень похожие люди!
Следующим летом будет семейный лагерь? Какие условия участия?
Если всё будет хорошо, то следующим летом будет лагерь в Белоруссии в июле.
Условия участие – личное приглашение от меня или от кого-то из «старожилов» лагеря, активное участие в мероприятиях лагеря, проведение своих мастер-классов, подготовка семейных спектаклей.
Часть игр на твоих игротеках – самодельные, а на слетах туристят их еще больше. Чем лучше самодельная игра, по сравнению с покупной? Какие игры можно легко сделать самим для игры дома?
Детям часто нравится принимать участие в изготовлении игры.
Самодельную игру можно сделать с учётом особенностей именно этого ребёнка.
Иногда покупная игра бывает слишком громоздкая или тяжёлая, тогда мы делаем самодельную версию, лёгкую и компактную.
Самодельные игры мы делаем в том случае, если покупать и привозить их в Москву слишком сложно, или нас чем-то не устраивает качество исполнения игры. Иногда картинки слишком сложные или нечёткие, или размер слишком большой.
На самом деле, по-моему, не так уж принципиально, делать игру самим, или купить её. Если вы хотите сэкономить денег и любите мастерить, то проще сделать самодельную игру. Если вам проще заказать её в магазине – тоже не проблема.
Мы делали самодельный походный «румикуб» и «сет», а недавно сделали комплект для игры «быстрая сумочка», поскольку эту прекрасную игру сняли с производства.
А еще ты играешь с детьми в подвижные игры, с реквизитом и без него… А как, откуда ты узнаешь (Разучиваешь? Придумываешь?) новые игры?
Новые игры я беру у знакомых фольклористов, в книжках, везде! Мне кажется, игры сами меня находят!
Назови три своих самых любимых игры для игротек с детьми на текущий момент.
Мне сложно ограничиться всего тремя играми.
Если говорить про подвижные игры, то это «ручьи, вы куда», «черепашки» и «бездомный гном».
Если про настольные, то «доббль», «барабашка» и «стори-кубики».
Если про словесные, то «контакт», «чёрный ящик» и «шляпа».
Как часто ты проводишь игротеки? А другие игровые мероприятия? Почему выбрана именно такая частота?
Обычно мы проводим игротеки 1-2 раза в месяц. Чаще мне тяжело, у меня ведь много других дел помимо игротек. Возможно, игротеки раз в неделю были бы полезнее, но тогда нужно искать других ведущих.
Как ты понимаешь, что игротека прошла успешно?
Если все дети и родители ушли довольные, научились чему-то новому, то я считаю, что игротека прошла хорошо. Это очень субъективная оценка.
Расскажи какой-нибудь интересный, забавный случай, связанный с семейными игротеками.
Когда я показываю на игротеках игру «Барабашка», я часто потом вынуждена ограничивать детей, чтобы они дали родителям хоть малейший шанс понять правила игры. В Германии, когда я учила взрослых этой игре, шестилетний Елисей забирал все карточки в ту же секунду, как я их открывала. Пришлось попросить его пойти поиграть с детьми, чтобы не создавать у взрослых комплекс неполноценности.
Какое самое большое по числу участников игровое мероприятие, которое ты организовывала?
У нас были очень массовые слёты туристят, под 2000 участников, после чего мы стали ограничивать слёт, проводя его достаточно далеко от города. В таком случае больше шансов, что туда доедут именно те, кто очень хочет, а не просто желающие поехать на шашлыки.
Какой из твоих проектов тебе самой больше всего нравится?
Я счастливый человек, мне нравятся все мои проекты, и сложно выбрать из них самый любимый. Это всё равно, что спрашивать маму десяти детей, кого из детей она любит больше всего. Все проекты я люблю, иначе бы я ими не занималась.