Математика – это не прописи и не телепатия. Это красота, игра и задачи с несколькими правильными ответами

Несколько раз я сталкивалась с тем, что дети в школе успевают привыкнуть к мысли, что математика – это умение угадывать правильный ответ по лицу учителя. И одноклассники откуда-то знают, сколько будет 7 + 4, а я не знаю, и не могу узнать – остаётся списать у соседа или попробовать прочесть ответ на потолке… Другие дети уверены, что математика – это когда пишут примеры с числами. Многие дети быстро приходят к выводу, что математика – это очень скучно… Цифры, задачки, примеры. А рассуждения, конструкторы, узлы, многогранники или игра «СЕТ» — это не математика…

Действительно, школьные уроки математики зачастую навевают тоску. Сперва при поступлении в школу просят посчитать 4 + 6 или 9 – 3, а потом начинают в первом классе с того, что снова – в который раз? – пишут строчки с цифрами «1» и «2». Как тут не заскучать?

Какие математические игры и занятия могут предложить родители своим детям, чтобы им было интересно? Как показать, что математика – это красиво? Можно ли показать ребёнку, что в математике есть задачи, у которых несколько правильных ответов?

Игры с кубиками и конструкторами

Традиционно на уроках математики занимаются преимущественно арифметикой. А ведь математика намного шире! Мы можем складывать картинки по образцу или по схеме из любого конструктора или плашек, или кубиков «сложи узор», а можем сложить – и зарисовать по клеточкам свою постройку.

Развивать мелкую моторику можно не только при помощи прописей с цифрами. Когда ребёнок рисует, соблюдая масштаб, свою башенку из конструктора, он тренирует руку ничуть не меньше!

Играем с игральными кубиками

Если ваши дети любят играть в настольные «ходилки» с фишками и кубиком, то вы можете предложить им нарисовать своё поле для игры, но бросать каждый раз не один кубик, а два – и двигать фишку на сумму или разность выпавших очков.

Детям постарше можно предложить другой вариант игры: бросаем 4 кубика, и пытаемся получить ровно 24 при помощи любых арифметических действий и скобок.

Скажем, выпало 3, 3, 5, 1. Тогда (3 + 5 ) * 3 * 1 = 24

Выпало 6, 8, 3, 1 . Тогда 6 * (8 : (3 — 1)) = 24

А если выпало 5, 3, 2, 6 то решение может быть таким: (5 * 2 * 3 ) – 6 = 24

Как правило, у подобных задач есть несколько решений.

Подвижные игры на занятиях математикой

Стоп – один

В своих занятиях с дошкольниками мы используем самые разные подвижные игры. Побежали, а теперь стоп! И если я говорю «стоп-1», то надо встать на одну ногу, а если «стоп-3», то на 3 ноги, то есть 2 ноги и руку или 2 руки и 1 ногу…

Игра развивает не только координацию, но и умение переключаться с подвижной игры на тихую, что очень полезно для дошколят.

Сколько шагов до кошки?

Один из игроков – кошка, он отходит от ряда игроков, стоящих за чертой.

По выбору ведущего один из детей должен угадать, сколько шагов до кошки, назвать число (скажем, «семь»), а потом пройти ровно 7 шагов – и проверить, дотянется ли он до кошки. Можно договариваться о том, что измеряем только большими шагами, или только «лилипутами», или непременно сколько-то гигантов и хотя бы сколько-то «лилипутов». Усложняйте правила игры на свой вкус!

Придумай ответ

Развешиваем на стенах комнаты липкие бумажки с числами от 1 до 10, или от 20 до 30, или любыми другими – из одного интервала. Главное, чтобы бумажек с каждым из ответов было больше, чем игроков. А дальше каждый придумывает задачу, в которой ответ попадает в этот интервал. Задача может быть и в два действия, и со смешными реалиями, и с персонажами любимых книжек или фильмов. Кто посчитал ответ, идёт и накрывает рукой бумажку с нужным ответом. Остальные ищут другую бумажку с правильным ответом.

Между прочим, придумать задачу с заданным ответом – не всем легко.

Твистер с числами

Знаете игру «твистер», которая, как пишет реклама, «завязывает тебя в узел»? Правую руку на синее, левую ногу на зелёное, правую руку на красное! И все игроки должны встать на цветные пятна, и выполнить условия, и не упасть. А вы можете нарисовать числа на кружочках, нарисованных мелом на асфальте, и просить встать на те числа, которые в сумме дают 19, или 23. А можно предложить использовать не только сложение, но и умножение…

Поделиться:
Запись опубликована в рубрике Необычная математика, Новости, Размышления, Статьи с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *