Первое, что могут сделать родители, — помочь ребенку разделить школьную математику и отношение к ней и отношение к математике в целом. Школьная программа зачастую устроена так, что одним детям на уроках математики скучно и легко, а другим — скучно и сложно. Дети в начальной школе часто привыкают к тому, что математика — это искусство телепатии, умение угадывать правильный ответ по лицу учителя. Иногда дети даже сами спрашивают: «А это задача на складывание или на отнимание?» Многие программы составлены так, что и взрослым не всегда понятно, чего хотел автор учебника. Математика в школе зачастую сводится к тоннам нудных однотипных задач, бесконечным столбикам примеров, заучиванию наизусть, прописям с цифрами.
Между тем в современной математике есть много интересных задач, вполне доступных ученикам начальной школы, и при этом интересных. Вы можете почитать книжку «Математика в твоих руках» — там много красивых и наглядных задач. Или найти вместе с детьми теорему «one-cut-theoreme» и посмотреть видео о том, как можно одним прямым разрезом получить дырку в листе бумаги в виде звездочки или в виде буквы П.
Второе, что можно сделать, — зарегистрировать ребенка на сайте «Учи.ру», где есть много задач для учеников начальной школы, а также доступ к олимпиадам «плюс», и эти олимпиадные задачи покажут вам, что математика — это и шифровки, и построение фигур по теням, и числовые пирамиды, и задачи про раздел шоколадок, и развертки, и многое другое.
Третий совет: поищите среди разных областей математики то, что интересно лично вам, и расскажите об этом ребенку. Может быть, вам будет интересно вместе исследовать ленту Мёбиуса или склеивать многогранники из разверток, или решать геометрические головоломки типа танграм и катамино, или строить многогранники из горохового конструктора.
Какие есть варианты игр и заданий для тревожных детей?
Как правило, дети беспокоятся, если у них что-то не получается. Родителям и учителям иногда кажется, что если первоклассник может сам уверенно произнести по порядку все числа от 1 до 100 и может уверенно прочитать, что 43 — это сорок три, а 57 — это пятьдесят семь, то он уже хорошо умеет считать. На самом деле скороговорка с числами — еще не счет, и у некоторых детей понятие числа формируется дольше, чем у других.
Вместо того чтобы заучивать наизусть состав числа и таблицу умножения, вы можете вместе с детьми поиграть в разные арифметические игры: например, в «загаданный этаж» или числа-соседи («У меня есть подружка Лена, она живет в высоком доме, у нее одни соседи живут на втором этаже, а другие — на четвертом. На каком этаже живет Лена?»).
Часто учителя просят детей считать в уме, без помощи пальцев. На самом деле нейропсихологи советуют использовать счет на пальцах и придумывать разные игры с разнообразными счетными материалами, счетными палочками, нумиконом и так далее. Тот же самый состав числа можно очень весело изучать, не пытаясь выучить его наизусть. Как можно показать шесть пальцев? Как пять на одной руке и один палец на другой руке. А можно ли показать шесть по-другому? Можно показать три пальца на одной руке и три на другой, а можно четыре и два. А как показать вдвоем на пальцах число 12? А если никто не должен показывать ни пять, ни десять пальцев?
Если ребенка страшит и пугает какая-то конкретная тема, то подумайте, как можно дома поиграть в нее и разобраться. Математика — это не угадайка и не поиск правильного ответа по лицу учителя, и вы можете предложить много разных вариантов игр на каждую тему.
Если ребенку сложно быстро считать, вы можете поиграть в настольную игру «Турбосчет». Она помогает детям научиться быстро считать несколько групп предметов. Эта игра отлично подходит для детей лет с шести, но ничуть не менее интересна и школьникам в 3–4 классе. Есть еще несколько симпатичных игр на скорость реакции и счет: «Котосовы», «Фруктаж», «Фрукто-10». И приятные логические настольные игры для всей семьи: «Барабашка», «СЕТ».
Если ребенок путается, что такое сантиметры, метры и дециметры, то придумайте разные игры с измерением всего подряд. Можно взять бумажные сантиметры из «Икеи» и с их помощью проверить, что больше: длина локтя или обхват запястья, рост или размах рук. Интересно вместе с ребенком собрать статистику таких измерений — измерить домочадцев, одноклассников, нарисовать график. Можно взять бумагу в сантиметровую клетку, нарезать из нее полоски 1х10 сантиметров и при помощи этих полосок измерять все в дециметрах. Детям полезно представлять себе зрительно, сколько это — один сантиметр, один дециметр, один метр.
Для того чтобы дети могли уверенно считать, с ними надо играть: в кафе, в магазин, во что-то понятное для них. В игре дети намного лучше осваивают счет, особенно если они могут сами посчитать ответ при помощи счетных палочек или на пальцах. Напишите меню, предложите малышу выбрать, что он будет заказывать из еды и питья, и самому посчитать, сколько стоит заказ.
Материал подготовлен в рамках ответа на вопрос: Что такое математическая тревожность и как ее преодолеть?
для журнала «The village»