Заниматься с четырёхлетками математикой очень занятно.
Вообще-то, многим из них вся эта математика ещё не особо нужна, им бы поиграть и побегать, так что мы чередуем игры с конструкторами, мозаикой, кубиками со всякими подвижными играми и полосой препятствий.
И всё-таки иногда мы для разнообразия что-нибудь считаем.
Например, я нажимаю ребёнку пальцем на спине — 1, 2 или 3 раза, а он мне должен показать на пальцах — сколько точек я ему нарисовала.
Для многих это оооочень сложно. А уж сосчитать на спине больше 4-5 точек, не ошибившись — это и пятилетки не всегда могут.
Мы часто используем самый разный счётный материал: счётные кубики unifix, счётные бусы, нумикон.
Ещё мы много считаем на пальцах, считаем шаги, прыжки и тп. И многие дети могут по порядку досчитать до 15, а то и дальше, не сбиваясь. Родителям кажется, что эти дети умеют считать, и понимают, что если яблок 12, а детей 8, то всем хватит. Ха-ха )
Мы недавно с деточками моими считали носы.
Все дети сидели в ряд на лавочке, и один из них пересчитывал все носы. Получалось 7.
Другой пересчитывал все щёки. Получалось 14.
Третий пересчитывал животы. Взрослым очевидно, что снова будет 7, но малышам — совсем не очевидно! Они считают каждый живот, стараются.
Четвёртый пересчитывал коленки. Выходило 13, пришлось 3 раза пересчитывать.
Пятый считал ладошки. Их, наоборот, непостижимым образом получалось 15.
Шестой считал подбородки.
Седьмой считал пятки — и ни один не заподозрил, что ответ нам уже давно известен.
Для них «Посчитай» — это процесс. Тыкаешь пальчиком — называешь следующее слово. А в конце говоришь ещё раз последнее число. Но сколько будет коленок у 7 детей — понятия не имеют! Даже если знают, что пяток 14.
Обычно хоть один из детей в группе в какой-то момент может сказать: «Так мы уже знаем!» Но в этот раз этого не случилось.
Считаем пятки. Пересчитывать, тыкая предметы пальчиком — умеют. А понятие числа ещё не сформировано.
Пиаже бы порадовался )
Ещё складывали таких зайчиков из мозаики и счётных палочек.
Потом прятали зайцев под планшетами — и отгадывали, в каком домике сколько зайцев.
тут два зайца!
-А ушей сколько?
-Ща. Посчитаю. раз, два, три, четыре. Четыре!
а теперь дети прячут зайцев, а мы отгадываем, сколько их там спряталось. И время от времени просим сосчитать уши.
Прятать самим интереснее всего!
А сколько детей спряталось за доску?
И сколько у них коленок?
А сколько ладошек?