У нас на занятиях дети такие разные,
остаётся только порадоваться за то, что мы у них можем чему-то научиться.
Они умеют удивляться и радоваться таким вещам, которые нам кажутся простыми и очевидными.
Вот, например, играем так:
я даю в руки мячик и говорю число, а надо вернуть мне мяч и назвать число на 1 больше моего.
Следующее назвать почти все могут — если, конечно, уразумеют, что я от них хочу.
Впрочем, некоторым сложно, я им даю мяч и говорю «пять», а они мне возвращают и говорят «одиннадцать!»
(И тут, между прочим, есть повод порадоваться — мне же не говорят в ответ «кошка» или «ромашка», говорят что-то из мира чисел, хоть и не совсем то, которое я ждала)
Хорошо, обсудили, что такое «на 1 больше», показали на пальцах, двигаемся дальше.
Теперь я прошу назвать число на 2 больше.
Это уже сложнее, и некоторые называют по-прежнему + 1, а некоторые +3, но идея в целом понятна.Но вот я прошу назвать число на 2 меньше, и это уже ОЧЕНЬ СЛОЖНО.
Пока мы считали на 2 больше, дети пользовались простой стратегией: называли моё число, потом шёпотом — следующее, а вслух — то, которое через один.
А как понять, что сказали До этого числа?
Приходится начинать с единицы и бормотать весь ряд, всю скороговорку «один-два-три-четыре-пять-шесть…»
Дело в том, что у многих детей в 5-7 лет вся информация про числа, про их последовательность, хранится в голове как «звуковой файл», примерно как у нас хранится в голове текст какой-нибудь песенки.
Вот вы, наверное, знаете слова песенки «Пусть бегут неуклюже» или «В лесу родилась ёлочка».
А легко ли назвать вторую строчку третьего куплета?
Можно, но сложно:
для этого сперва придётся вспомнить первый и второй куплет, и только потом из памяти всплывёт нужная строчка.
У многих детей представление о числах хранится именно так:
нужно сперва пробормотать ряд от 1 до 5, тогда узнаешь, что больше, чем 5.
Пока просят «на 1 больше, чем 5», всё получается.
А «на 1 больше, чем 15» — уже долго бормотать приходится…
Хорошо, давайте пока попроще что-нибудь,
как можно на пальцах показать «шесть»?
Некоторые дети в 4- 5 лет, кстати, с трудом могут показать нужное число пальцев,
и им тоже надо сперва все пальцы пересчитать.
А поскольку руки заняты, то тыкают и считают они … носом!
вам кажется, что показать 10 пальцев очень легко,
а некоторые сомневаются, смотрят, что делают соседи,
потом для надёжности всё же пересчитывают все пальцы…
А шестилетки просят более сложных задачек.
Ну, посложнее — это мы можем.
Я вам даю число, а вы мне должны сказать число на 10 больше моего.
-На десять?!
Это слишком сложно!
попробуете?
-Да, хотим попробовать!
И вы знаете, как они действуют?
Они бормочут подряд десять числительных, загибая пальцы.
Я ему говорю 7,
а он, внимательно глядя на свои руки, бормочет
8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17!
Ага, 17!
Они пока не чувствуют, как ещё можно прибавить десяток,
они умеют считать только по порядку произнося все числа!
Мы можем объяснять, можем показывать, как это удобно:
было 23, добавили 10, и стало 33.
Было 2, добавили 10 — и стало ДВЕ-надцать.
Но для многих детей это пока магия, а надёжный способ только один — пробормотать весь числовой ряд до нужного места…