Математика — это сложно и непонятно?

Многие взрослые, вырастая, сохраняют свою школьную нелюбовь к какому-то предмету.
И моей любимой математике часто достаётся.
Одни считают, что она слишком скучная, другие — что слишком сложная.
Более того, многие взрослые этот миф изо всех сил поддерживают, и сами повторяют, что математика — это очень сложно, и надо просто выучить.
А для меня математика — это как раз не про «выучить», а про «понять».
Даты по истории — надо выучить, то, что вот это осина, а вон то — ясень — тоже можно только запомнить, а правило, почему можно менять местами слагаемые, можно понять. И почему, если взять 2 чётных числа и сложить, то получится тоже чётное — это можно ПОНЯТЬ, это не надо выучивать наизусть.

Однако зачастую проблемы возникают у некоторых детей уже в первом классе.
Все откуда-то знают, сколько будет 3 + 3, а кто-то ещё не знает, и только-только он начинает считать на пальцах, как учитель переходит к новому заданию. Потом к следующему.
В итоге ребёнок понимает, что все откуда-то знают ответ, а у него есть только один надёжный способ — списать или подсмотреть у соседей.

Что же делает учитель, заметив такую стратегию у ребёнка (или у нескольких детей)? Снижает темп?
Увы. Чаще всего он говорит родителям: «Вам надо выучить наизусть состав числа!»
-Что?
-Выучить таблицу сложения. Чтоб от зубов отскакивало! Это надо знать, там думать не надо! 3 + 3 = и он должен немедленно говорить ответ!Мой опыт показывает, что многие дети не соотносят то, что написано числами, и то, что мы показываем на пальцах или считаем на реальных предметах.
Когда они видят на одной руке 3 пальца и на другой — ещё 3 пальца, они знают, как посчитать, сколько всего. Подойти и потыкать все эти пальцы.

А когда видят запись 3 + 3, то она совсем не у всех детей ассоциируется с какими-то конкретными предметами или точками, и они не понимают, как им узнать ответ.

Более того, ребёнок, который таки выучил наизусть стих » три плюс три равно шесть», не ассоциирует этот стих с задачей на пальцах!
И уж тем более он не знает, что 3 + 1 + 2 тоже равно 6.


мы с дошкольниками регулярно делаем подобные задания:
берём 3 кубика одного цвета, 2 другого, 2 третьего,
и зарисовываем «поезд»,
а потом записываем под ним «как школьники», то есть в виде примера 3 + 2 + 2 =
и считаем — сколько же кубиков вышло, и записываем ответ.


А потом собираешь свой «поезд», как тебе самому хочется — и записываешь ответ.

А у некоторых детей в школе ещё в первом классе вырабатывается стойкое впечатление, что математика — чисто телепатия, надо просто уметь угадывать нужный ответ, и никакого другого способа нет.
Эти дети готовы сложить номер задачи с номером страницы,
а про любую задачу сперва спрашивают «а это на складывание или на отнимание?»
В 3-4 классе им приходится уже совсем туго, они произвольно применяют действия, которые знают, и ответы получаются средне-потолочные.
Что же делать?

Во-первых, можно взять курс учи.ру и начать его проходить с самого начала, с первого класса.
Это компьютерная обучалка, и там курс так построен, что если ребёнок ошибается в каком-то месте, то ему эти задания будут попадаться снова и снова,
а если идёт без ошибок, то быстро переходит к новой теме.
И не страшно, что он уже в 3-4 классе, повторить азы в любом случае не вредно, и много времени не займёт.

Что мне у них нравится, так это наглядность.
А ещё, скажем, они предлагают решать задачу или пример удобным тебе способом.
16 + 18 =
Все считают удобным разное!
16 + 20 — 2
15 + 15 + 1 + 3
16 + 14 + 4
10 + 10 + 6 + 8
и все эти способы вычислений правильные,
но кому-то удобнее один, а кому-то — другой.

Во-вторых, можно активно играть в настолки — но не любые, а те, в которых нужно считать свой выигрыш.
Ну и можно играть в настолки «банды умников», турбосчет, например,
но при этом, разумеется, не надо сообщать ребёнку «сейчас мы будем заниматься математикой!»,
особенно, если он уже знает, что математика — не самая сильная его сторона.

Можно разнообразно считать на пальцах.
Вы думаете, что школьникам это легко?
Предложите им показать вдвоём на пальцах ровно 14 — и потом — снова 14, но с учётом, что нельзя показывать ни 5, ни 10 пальцев.
Обсудите, можем ли мы вместе на наших четырёх руках показать 12 пальцев? а 15 пальцев? а 34 пальца? а 135 пальцев? А почему?
А сколько надо человек, чтобы показать 34 пальца?

Ещё есть мои видео-уроки с задачками на сайте childrenscience.ru

Поможет ли это всё продвинуть именно школьную математику?
Сложный вопрос.
Во всяком случае, важно для любого ребёнка найти те задачи, которые он сможет решить сам, не списывая, не подглядывая, и это кажется мне самым важным.
Задача родителей не натаскать ребёнка на «состав числа», а показать ему, что у него есть свой инструмент для того, чтобы самому разобраться.
Можно нарисовать схему.
А можно попробовать решить задачу с похожим сюжетом, но с маленькими числами.
Можно попробовать понять, при каких числах задача не имеет решений.
Всё это очень полезно, и это то, что могут сделать родители (и это куда лучше, чем сесть и продиктовать ребёнку текст решения, вздыхая «математика — это сложно и скучно)

Поделиться:
Запись опубликована в рубрике Дошколка, Игры, Настольные игры, Необычная математика, Размышления, Статьи, Телепатия, Школа с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Математика — это сложно и непонятно?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *