Мамы, папы, бабушки и воспитатели в детском саду учат детей считать. Одни дети схватывают на лету, другие осваивают эту премудрость дольше, третьи запоминают ответ, но не понимают его.
С чем это может быть связано?
В первую очередь, важно помнить, что понятие числа формируется не сразу. Дети, которые уверенно произносят скороговорку «1-2-3-4-5», ещё не считают. Это бормотание чисел по порядку свидетельствует о хорошей памяти, а не о том, что ребёнок действительно считает.
Для тех, у кого уже прочно сформировано понятие числа, характерно, что человек пользуется своими знаниями. Например, он знает, что на руке пять пальцев, и не пересчитывает их, когда ему нужно показать на пальцах семь. Он показывает одну ладошку, и добавляет пальцы, считая сразу с пяти. Малыши же всякий раз начинают с единицы, пересчитывая пальцы на одной руке, и убеждаясь всякий раз заново, что их пять.
Для того, чтобы у ребёнка хорошо сформировалось понятие числа, ему нужно научиться прежде всего разным пространственным и количественным отношениям. Важно понимать, где много, а где мало (не обязательно уметь точно сосчитать, важнее прикинуть!). Важно уметь определять, где больше, а где меньше.
Какая игрушка поместится в эту коробку, а какая — нет. Помещусь ли я под диваном? На полке в шкафу? В коробке от телевизора? В пустом чемодане? Смогу ли я поднять пакет молока? А два пакета? А три? Для маленьких детей важно всю эту информацию прощупать, «пропустить через собственное тело». Могу ли я удержать в руках 2 мячика? А 3 или 4 мячика — смогу?
Есть дети, которые по каким-то причинам опоздали, и не успели в достаточной мере «пощупать» идею числа и количества. Зачастую эти дети очень страдают на уроках математики, пытаясь по лицу учителя угадать, что же надо будет делать с этими числами: складывать? отнимать? умножать??
Для детей, у которых по каким-то причинам не было сформировано понятие числа, важно подобрать такие игры и занятия, которые вернут математике её смысл. Каким-то детям помогают наглядные картинки, другим важнее ритм, третьим надо обязательно походить и пощупать, и проверить, что 15 шагов мне хватит, чтоб дойти от крыльца до дерева, а 7 шагов не хватит.
Важно показать детям, что математика — это не только числа, а скорее логика и отношения между предметами!
«У Саши две сестры, Женя и Валя. А у Вали сестра и брат. Как такое может быть?» «Если шушик больше вувика, но меньше зюзика, то кто из них самый маленький?»
Если вы видите, что с математикой ситуация сложная, возвращайтесь к самым азам. Прочитайте задачу, и обсудите, можем ли мы нарисовать к ней картинку или схему. Попросите ребёнка найти среди кучи примеров именно те, которые под силу первокласснице Маше (а Маша у нас умеет только складывать, и чтоб ответ был не больше 10). И очень важно при этом не считать, а именно выбрать подходящие для Маши примеры! А про остальные — объяснить, чем они не подходят!
Учите ребёнка прикидывать ответ, применяйте свои знания о мире, и приводите примеры из жизни. Если один евро примерно равен 40 рублей, то 2 евро — это больше 100 рублей или меньше? А 10 евро — это больше 500 рублей? Если один килограмм яблок стоит 50 рублей, может ли 2 яблока стоить 45 рублей? Давай проверим, сколько яблок у нас выходит на килограмм!