Когда ребёнок полутора-двух лет говорит: «Мама, мати, тйяктой! Каватой!» Мама смотрит туда, куда он показывает, и подтверждает: «Да, малыш, смотрю, там трактор-экскаватор!»
Малыш доволен — мама его поняла, ура!
Как сказали бы лингвисты, коммуникация состоялась.
Мы не поправляем двухлетку, который говорит не все звуки чисто, но стараемся его понять.
-Мама, пи!
-Пить? Писать? Спит? Я не понимаю, покажи!
Тащит табурет и тянется к коробке пластилина.
-Ааа, лепить?
В нашей школе детей учат писать буквы, слова, фразы, но очень редко учат писать тексты, мало учат придумывать своё.
Более того, когда ребёнок пытается написать что-то своё, на него сразу нападают со всех сторон, зачастую высмеивая, ужасаясь и поправляя орфографию, и тогда ребёнок видит, что он всё сделал не так.
В итоге мало кто из детей в начальной школе любит уроки родного языка, ведь там надо заучивать правила, вписывать пропущенные буквы, переписывать чужие тексты, выбранные учителем и автором учебника.
А писать свои тексты о том, что тебе самому нравится, на уроках родного языка учат редко.
Мы тут с нашими шестилетками сочиняли короткие смешные истории. И сразу просили родителей не критиковать и не поправлять.
Потому что даже школьникам бывает очень сложно сосредоточиться сразу и на своих мыслях, и на грамотности. Я часто получаю бумажные письма от школьников, и вижу, что они порой пропускают буквы или делают глупые ошибки, но переписка ведь не диктант, у меня нет задачи их поправлять, а есть задача понять, что они хотели этим сказать.
Можно придумывать истории, опираясь на кубики типа story cubes или по карточкам tell fairy tale, а можно взять карточки от игры «читай-хватай», или книжку-разрезалку.
А можно сделать разные «домашние заготовки», и тогда ребёнок будет дописывать по 2-3 слова, и получится уже целая история.
В одном саду был БЫК
на нём росли ЦВЫТЫ
ещё там бегали ЖУКЫ и БОЖЕ КОРОВЫ
они собирали ЦВТЫ
Правда же, вам понятно, что хотел сказать автор?
они ещё успеют выучить про ЖИ-ШИ, а вот так придумывать — это редко кто может!
дети увлеклись и просили ещё и ещё таких листочков для сочинения историй
В процессе обнаружили, что некоторые дети, которые якобы не умеют читать, отлично читают и дописывают всё осмысленно, а некоторые бодро и быстро произносят все написанные слова, но вообще не понимают смысла прочитанного.
сочинять свои истории, кстати, многим взрослым бывает сложно, даже если есть шаблон.