Уже почти 10 лет я веду группы для детей 5-6 лет, типа «математика вприпрыжку»,
и математический кружок для начальной школы.
И всё это время я регулярно читаю лекции для родителей, провожу семинары для педагогов — о том, как играть с детьми в математику.
После первых пары лет работы я даже книжку написала «Пирог с математикой» — как раз про разные игры с дошкольниками, и про то, что вызывает трудности чаще всего.
В прошлом году я сделала новую книжку — «Математика вприпрыжку» — с разбивкой по возрастам, с подробным описание, какие игры и задания осмысленно предлагать группе детей 4 лет, а какие — скорее для пятилеток, какие — для шестилеток.
Всё это отлично подходит для тех, кто собирается работать с группой детей — в саду или на развивашках. Но только хорошо бы учитывать, что занятия в группе и занятия в формате «мама + ребёнок» или «папа + ребёнок» — это разные вещи.
Какие-то игры опираются на то, что у тебя в группе МНОГО народу (скажем, 8-12 детей), а какие-то игры дети просто вряд ли воспримут, если это домашние занятия.
Когда я рассказываю о том, что у детей может вызывать сложности при изучении математики, то это в равной мере работает и дома, и в группе. А вот игры для дома и для групповых занятий нужны разные.
Есть такая прекрасная книга Венгера «Домашняя школа мышления» (уверена, что ее легко найти в сети),
и она как раз про то, как встраивать всякие полезные игры — словесные, логические, арифметические, геометрические — в ролевые игры с ребёнком.Основная идея домашних занятий такая:
если ребёнок любит играть в машинки, то мы все наши «развивающие» элементы игры выстраиваем вокруг машинок, если любит зверей и кукол, то мы идём со стороны кукол.
Если ребёнок любит играть в паровозики, можно вокруг этого придумать массу разных занятий: строить поезда и рельсы по схеме или по словесному описанию («сделай поезд, у которого первый вагон синий, последний красный, и все соседние вагоны разного цвета» или «собери поезд из 5 вагонов, а потом раскрась — какой вагон у тебя какого цвета — на этой схеме»)
Помните, что любая свободная игра с конструкторами и строительными наборами — это тоже математика, развитие пространственного мышления и тп.
Можно строить что-то утилитарное, скажем, гараж для конкретной машинки или мост над рельсами. А можно строить вазу, колодец, башню…
Когда родители тоже сидят на полу вместе с детьми и увлечённо конструируют, то дети куда охотнее играют в конструктор.
Чем больше детей строит, тем больше они перенимают идеи друг у друга, тем больше экспериментируют…
В группе мы придумываем некий план занятия, готовим материалы (мозаику, кубики, конструктор или что-то ещё), но при этом всё равно в трёх разных группах шестилеток урок с одинаковым планом и одинаковым набором игр и материалов никогда не проходит одинаково. В какой-то группе все увлеклись строительством, жаль было отрывать, и поэтому игру настольную показать не успели. В другой группе начали с настольной игры, поэтому строили не очень долго. В третьей группе дети были перевозбуждены, поэтому строить им было сложно, башенки падали, дети толкали друг друга — пришлось отвлекать их на разные подвижные игры с правилами, и играть в разные «стоп-игры», тренирующие внимание и умение переключаться.
Преподаватель — не робот, ему надо уметь быстро и гибко реагировать на состояние детей.
Устали — значит, пора побегать или поползать. Спрятались под стол двое — отлично, следующую игру мы начнём с того, что «а теперь все быстренько прячутся под столами!»
Если безобразие невозможно предотвратить, его нужно возглавить! — мой любимый тезис.
В домашних занятиях родителям тем более надо быть очень гибкими, и подбирать игры и задания исходя из того, чему мы хотим детей научить.
Нам кажется, что ребёнок плохо пишет цифры, и надо бы потренироваться.
Прописи с цифрами — тоска смертная, любой ребёнок вам это скажет.
Но можно написать ценники для игры в магазин,
а можно нарисовать своё поле для игры-ходилки с фишками и кубиком (и там тоже придётся писать цифры!) А потом в эту ходилку поиграем. И если станет слишком легко, то будем двигать фишку не на то число, которое выпало на одном кубике, а на сумму или разность очков на двух кубиках (вот вам и счёт в пределах дюжины)
Некоторые дети любят играть в школу, и устраивать уроки для кукол (а для этого приходится рисовать свои задания — для мамы, папы, подружки, куклы и мишки)
Можно играть в магазин — покупать понарошку овощи на рынке (лучше всего в качестве монет использовать разные счётные материалы, счётные кубики, бусины и тп — не монеты), покупать игрушечные конфеты и тп
Многим детям, кстати, идея сдачи совсем не очевидна, и они думают, что если у них 10 монет, то они могут купить только то, что стоит ровно 10, а то, что стоит 7 монет — никак…
Есть много прекрасных логических игр (сет, барабашка, котосовы, ёжик-потеряшка), в которые можно играть дома с детьми.
Можно играть в самые разные геометрические задания, с кубиками, мозаикой, счётными палочками.
Для многих детей куда приятнее играть в «обезьянку», то есть повторять ту фигуру, которую сложил взрослый из такого же набора деталей, а потом — меняться ролями. Сперва папа придумывает задание для Саши, потом — Саша для папы.
В устные логические и арифметические игры можно играть в дороге — по пути куда-то, в машине или на ходу.
Математика — это умение действовать по определённым правилам, умение понимать схемы и условные знаки. А эти умения можно развивать, не усаживая детей за парту, не отрывая их от игры, а подключаясь к детской игре на равных.