В прошлую субботу мы весь день играли со взрослыми в математику —
строили из кубиков и из мозаики,
играли в кубики СЛОЖИ УЗОР,
запоминали картинки из мозаики,
обсуждали, что вызывает сложности у детей,
и как мы можем помочь им разобраться,
и как мы можем их учить, не усаживая их за парту.
как сложить лист бумаги, чтобы получить эти окошки одним прямым разрезом?
рисуем картинки из 4 кубиков на изометрической бумаге (бумаге в треугольную клетку)
Мы успели пощупать разные счётные материалы (счётные палочки, плашки с дырочками — нумикон, счётные кубики unifix и счётные кубики по 1, 10, 100 — кубики base ten), обсудили, почему полезно считать на пальцах, и какие игры на нескольких детей мы можем предложить группе дошкольников или младших школьников.
Из счётных палочек мы строили солнышки — и смотрели, как зрелищно получается
Мы успели поиграть в разные геометрические материалы:
кубики Никитина Сложи узор,
мозаику pattern blocks (или её аналог «Собери животных»), с ромбиками, шестиугольниками и трапециями
Мы на собственном опыте убедились, что отгадать, сколько точек тебе рисуют на спине — не так уж просто. А ещё проверили, что взрослым тоже интереснее играть, общаться и раскрашивать, а не слушать лекцию.
Мы играли в геодоски и натягивали на них резиночки,
вон, какие птицы и звери классные получились
собирали все возможные варианты плоских фигур из 5 кубиков, показывали 12 пальцев на двоих…
А ещё играли в первую-вторую и третью скорость — и обнаружили, что взрослым тоже быстро бегать трудно без смеха.
Попробовали сами, насколько сложно запоминать последовательность нескольких движений типа кар-гав-гав-гав-мяу.
А ещё ходили в другую комнату запоминать картинки из счётных палочек, и обнаружили, что некоторые картинки запоминать проще, а другие — сложнее.
А ещё мы складывали симметричные картинки из мозаики и показывали, как можно использовать в занятиях с малышами игральный кубик, а также «дырки от бублика», то есть картонные вырубки от игры «читай-хватай»
А еще мы объясняли в парах друг другу, какую картинку один построил из 4 деревянных плашек, и второй по описанию старался повторить.
А ещё мы рассказывали про теорему — как вырезать дырки разной формы одним прямым разрезом после нескольких сгибов,
что-то нелегко вырезать нужную дырку!
и некоторым в итоге удалось вырезать не только ромбик, но и ёлочку, и букву «П»
Постройки из кубиков и плашек можно самим рисовать в изометрии на бумаге с треугольными клеточками.
Мы обсудили, как устроена слуховая память, и как мы сами помним слова песен или последовательность букв в алфавите, так дети помнят последовательность числительных — как скороговорку, но это всё равно ещё не совсем счёт.
Кроме того, мы поговорили про те задания, в которых много детей могут одновременно выполнять — каждый свои задания, например — запоминать и рисовать картинки из счётных палочек.
Обсудили, что умение сравнивать количество предметов куда лучше проверять на группах предметов, а не на цифрах.
Когда я пишу китайские иероглифы, обозначающие цифры, то я-то хорошо понимаю, какой из них какое количество обозначает, но для вас такая запись чисел непривычна, и вам неудобно.
Для многих детей наши цифры не более удобны пока, чем китайские. И сравнивать лучше группы кубиков, или карточки с группами зверей из игры «Турбосчёт», а не цифры «7» и «5».
В конце семинара мы успели пощупать сами разные настольные игры.
Логические: СЕТ, Барабашка, Котосовы,
Арифметические: «Турбосчёт«, «Фруктаж«
Я надеюсь, что каждый из участников семинара успел посмотреть те игры, которые хотел (мы отлично знаем сами, что поиграть в новую игру — куда понятнее, чем прочитать правила из коробочки)
Мы еще раз указываем ссылки на наши листочки с треугольными и квадратными клеточками.
3 комментария: Семинар для преподавателей — как это было