Мы несколько раз проводили урок на кружке или станцию на мат игротеке, когда предлагали детям измерять свой рост, сажень, обхват головы и тп. Брали сантиметры портновские — и всех измеряли. Вы бы видели, как это увлекает детей.
Так вот, на фестивале в Менделеево на лекции, где было, к сожалению, совсем мало народу, Роман Борисович Соловьёв рассказывал, как он строит с детьми проектные работы — отталкиваясь от разных очень простых самодельных приборов.
Роман Борисович как раз про это и говорил: если вы ищете темы для исследовательских работ с детьми, то начните с самого очевидного — предложите детям измерять самих себя, соседей, родителей, одноклассников…
что у нас толще — обхват голени или обхват шеи или обхват плеча?
что больше, размах рук или рост?
как мы можем измерить ширину головы?
можем надеть два пустых пакета из-под сока на линейку, пакеты поставить по краям — и увидим расстояние на линейке между ними…
а можно из бутылки питьевой воды на 22 литра, и бутылки на 5 литров и куска шланга сделать прибор, который будет измерять объём лёгких…
в большой бутыли вода, маленькая отрезана и перевёрнута — и в неё мы через шланг выдыхаем….
вот, видите, как много воздуха у меня в лёгких поместилось?
А как вы думаете, у кого больше будет этот объём выдыхаемого воздуха?
Как это узнать?
Мы не знаем, надо проверить.
И мы можем предположить, что это зависит от роста человека или от его пола, от того, занимается ли он плаванием или играет на трубе. Но пока это наши гипотезы, и мы не знаем ответа, а можем только провести серию экспериментов — и проверить.
а вот этим прибором мы можем измерять силу ветра, то есть это очень упрощенный анемометр (труба из пакета из-под сока, без донышек, в трубе сбоку приклеен транспортир, а внутри висит лёгкая шторка из пластика)
Мы можем измерять силу ветра в лесу и на полянке, а можем — в сосновом лесу и в берёзовом…
Из пустой бутылки, у которой мы отрезали верхнюю треть и перевернули вверх ногами как воронку, и приклеили обратно, мы можем получить вполне приличный осадкомер. Поставим на поле и в лесу — и узнаем, где выпадает больше осадков.
А в каком лесу больше дождя падает на землю?
Мы не знаем, но мы можем поставить подобные приборы под сосну и под ёлку, под осину и под клён — и узнаем, у какого из этих деревьев самая плотная крона…
Нам не нужна большая точность измерений, нам все эти приборы важны для того, чтобы пробудить интерес, ну и как повод поговорить с детьми про то, что нас окружает.
вот, например, берём тонкую жестяную банку из-под оливок, натягиваем сверху воздушный шарик, на него резинкой крепим палочку — и получаем простейший прибор, который измеряет температуру … в сантиметрах.
Почему?
А потому что в банке расширяется воздух, и палочка опускается.
Что мы можем измерять таким самодельным термометром?
Например, температуру воздуха у батареи — и у двери, или то, насколько мы можем нагреть банку зажигалкой…
а этот прибор измеряет температуру рук.
Можно обсудить с детьми, от каких параметров может зависеть температура рук у разных людей…
а таким прибором можно измерять, кто сильнее дует
получила прямо-таки несказанное удовольствие от посещения лекции