Выходные я провела в Англии, преимущественно в Лондоне, и в субботу с утра у меня было два урока чтения у малышей 4-5 лет, потом были ещё беседы с их учителями, и потом в воскресенье — лекция для родителей про чтение.
В Русской Гимназии у Юли Десятниковой очень интересный подход, который мне кажется очень правильным: на занятиях в русской школе должно происходить что-то интересное и увлекательное, чтобы детям хотелось дома этим поделиться с родителями, обсудить, попробовать дома повторить опыт с урока по химии, или спеть ту же песенку, что пели на музыке.
А можно ли сделать увлекательными и игровыми уроки чтения?
Да ещё с учётом того, что русский язык у этих детей — не единственный, и не у всех детей богатый словарный запас, и не всегда родители дома говорят по-русски.
Что можно предложить интересного в такой ситуации?
И можно ли сделать урок, в котором мы учим детей читать, и работаем над развитием речи — увлекательным?
Таким, чтобы дети вспоминали и просили повторить?
Можно сесть на пол — в кружочек, и поиграть.
О, говорят дети, эту игру мы знаем, это же ЧИТАЙ-ХВАТАЙ!
Да, — говорю я, — но мы будем играть сегодня по другим правилам.
Можно придумывать смешные истории по трём картинкам на карточке — а остальные слушают и угадывают, про какую из карточек ты сейчас рассказываешь.
-Жил-был кит, он кидался бананами и боялся кота.
Один начал рассказывать, что кто-то кого-то боялся и чем-то кидался — и всё, волна,
теперь у всех будут в историях бояться и кидаться.
-Жила-была сова, она кидалась болтиками и боялась робота.
-Жил-был робот, он боялся банана и кидался мячиком.
Хорошо, нас это устраивает — дети активно перенимают опыт друг у друга, и тогда мы можем просто предложить им новую схему.
-Жил-был кот, он ел сыр и дружил с роботом.
И все будут теперь что-то есть и с кем-то дружить.
-Жил-был рак, он любил играть с рыбой и прятаться в доме.
Посидели на полу, поиграли — пора размяться. Давайте-ка вставать — и превращать вот эту палочку во что-нибудь.
Я говорю «крибле-крабле-бумс!» и потом превращаю свою деревянную палочку от мороженного то в расчёску, то в карандаш, то в ложку, то в зубную щётку.
Дети тоже охотно превращают палочку во что-то своё — в отвёртку, в лопату, в карандаш, градусник…
Я взяла идею седующей игры у Юли Луговской, вариации и карточки придумала свои. Получилось весело и неожиданно.
Давайте превращать теперь стол!
Кто прочитает, во что он у нас превратился?
Ага, правильно, это лодка!
Так, скорее все залезайте в лодку, там же вода вокруг!
А что там ещё?
Дети свешиваются со стола и читают — кто там ещё плавает…
КИТ, АКУЛА, РЫБА, РАК, КРАБ, МОРСКОЙ ЁЖ…
а теперь другой стол превратили — во что?
в поезд, точно!
мы едем в зоопарк.
пишу на доске, кого мы там могли увидеть, и все читают — ведь интересно, кто же в этом зоопарке живёт!
ЛЕВ, ТИГР, СЛОН, ЖИРАФ, ПОПУГАЙ, ПОНИ, СОВА, КОЗА, ЛОСЬ…
а теперь другая игра — выбери одно слово на своей карточке и сложи к нему картинку, а мы угадаем, что ты сложил.
Теперь смотри на картинки у соседей, читай их карточки и попробуй угадать, что они сложили!
(Я же не говорю «сядь ровно и прочитай 9 слов» — и дети охотно читают, складывают, отгадывают…)
Потом я играла со второй группой, и мы играли по-другому.
Из магнитной азбуки «где ёж» складывали имена и слова, заодно приходилось соображать — а какие буквы ещё нужны для этого слова?
а ещё играли с карточками, на которых написаны разные слова. Только в Москве у меня шестилетки найденные слова выписывали, а тут малыши просто отыскивали нужные слова и приносили их учителям.
Задача такая: по всему классу разложены и развешены бумажки со словами КОЗА, РОЗА, ГРОЗА, БОРОДА, ВОРОТА, ВОРОНА, ЗАБОР, ЗАКАТ, КАША и тп
А каждый из детей получает своё задание.
Один выписывает (или собирает) все слова со слогом (точнее, сочетанием двух букв) РА, другой — РО, третий — ЗА.
Каждый занят своим делом, каждый ищет, списывает, заодно и прочитывает кучу слов.
Вот, что получается
ну, это уже шестилетки — они отлично ищут и неплохо пишут…
Мне ещё очень нравится, какие игры можно с детьми придумать по мотивам книжки про профессии,
http://2lingual.livejournal.com/70396.h
http://2lingual.livejournal.com/67804.h
Ещё много всяких любопытных идей про обучение чтению есть в книжке Ганькиной «Грамматическая аптечка».
Из игр — помимо «зверобукв» и «читай-хватай» — мне очень нравится играть детьми в ПРОБУКВЫ.
Там 7 приятных на ощупь деревянных кубиков с согласными, а гласных нет вообще — и опыт показывает, что дети без них отлично обходятся )
Скажем, на кубиках выпало Р К В Н К Д П.
Вы можете переставлять кубики (все или часть) в любом порядке и добавлять гласные по вкусу, придумывая слова.
Можно играть на скорость, а можно — ради процесса. Можно на листочке, но проще — устно.
Переставляем кубики и получаем слова
ВоРоНа,
ВоРоНКа,
КоРоВа,
ВеНиК,
ВеНоК,
КоВёР
Вы можете придумать слово, выставить нужные согласные в подходящем порядке — и про это слово сказать загадку-определение, скажем, К* Р * В * — это зверь, который мычит. В* Д *— можно её пить, а можно в ней плавать.
А с теми детьми, которые любят рифмы, можно играть в смешную игру «ПАКЛЯ-РВАКЛЯ»
Можно, конечно, усаживать детей за тетрадку или азбуку, но мой опыт подсказывает, что в игре дети читают намного охотнее.
Мы на игротеке в Лондоне, пока ждали опаздывающих, раздали каждому в руки по книжке-разрезалке. Дети перелистывали по одной части странички — и хохотали, оторвать было невозможно.
Голодный грузовик плачет в дупле — ха-ха-ха,
чумазый грузовик — ха-ха-ха,
нет, чумазый жираф — ха-ха-ха…
Хотя проблема с книгами для начинающих читателей всё равно есть. Простых книжек ужасно мало. Есть волшебные книжки Юли Луговской про Пипа, есть замечательные книжки Тани Русситы, где на каждой страничке 2-3 слова из 4-6 букв, но таких книжек надо намного больше, на самые разные темы…
Мне ещё очень нравятся короткие письма от гномика Гоши, я своим детям сама такие писала и рисовала, и клады по запискам мы искали, и ещё в кучу игр разных с чтением играли…
Уведомление: Играем с дыркой от бублика | Мышематика от Жени Кац