Умение выбирать, умение отказываться, умение настаивать на своём…

У любого умения есть крайности.
Когда человек хорошо умеет слушаться старших, выполнять приказы, быть исполнителем — это хорошо? Всегда ли?
«Послушный» — не совсем синоним «хороший», не так ли?
Когда про кого-то говорят, мол, этот человек упрям, то это звучит как негатив, а если говорят «он очень настойчив и упорен» — то это другая сторона того же самого качества, но уже со знаком «плюс».

Многие учителя, воспитатели, бабушки-дедушки, да и родители часто повторяют, как хорошо было бы, если бы ребёнок был «послушный». Да, сейчас это было бы удобнее. Но ведь он потом вырастет, и мы не сможем всю жизнь ему диктовать, какой выбор лучше.
Это ведь его жизнь, его выбор. И поэтому куда полезнее для ребёнка — быть непослушным — а значит, деятельным, активным, выбирающим что-то своё.
(Я прекрасно понимаю, что бывают правила и границы, и сама очень люблю всякие игры с правилами. Но правила могут быть разные. Можно сказать «делай так», а можно «сделай так или так», а можно «реши, в каком порядке ты будешь делать это и это», а можно «вот тебе 5 деталей, сделай из них домик как ты сам хочешь»)

Когда ребёнок излишне послушный, меня это скорее пугает.
А знает ли он сам, что он хочет?
Умеет ли он говорить «НЕТ»?

И когда родители записывают дошкольника на 25 разных кружков, или водят одного и того же шестилетку на приготовишку в ТРИ разные школы, (а ещё на шахматы, в музыкалку и на английский), то они это делают исключительно из любви к ребёнку.

Я понимаю, эти родители хотят вырастить ребёнка успешным, они волнуются за него, и поэтому стараются подстелить соломку.
Им кажется, что залог к успеху — непременно мехмат МГУ, а до того сильная математическая школа, и поэтому они начинают натаскивать ребёнка уже сейчас.
Послушный ребёнок везде ходит, делает по три домашки, и удивительно, что ещё не постоянно болеет.

А вот то, что таким образом можно добиться того, что ребёнок уже сейчас возненавидит и всю учёбу, и все школы, и всю математику — этого им изнутри не видно…

И ещё одно наблюдение:
на конференции в Кирове многие люди, которые ведут математические кружки в разных городах, говорили, что чаще всего дети ходят на кружок 3-5 лет.
Потом бросают и переключаются на что-то другое.
И если хотеть, чтобы ребёнок поступил в маткласс в старшей школе, то мб есть смысл как раз в началке на мат. кружок его не водить…

И ещё одно, отчасти тоже сюда:
есть у меня несколько знакомых детей, весьма послушных, которые умеют решать сложные задачки, но не умеют отказываться, и не умеют сами выбирать, потому что привыкли, что родители за них сами решают, «ты не замёрз, ты хочешь кушать», «ты пойдёшь на математику, а не на биологию!»

Умение выбирать и осмысленно и аргументировано защищать свой выбор кажется мне куда более важным навыком, чем умение послушно делать то, что велели взрослые.

Поделиться:
Запись опубликована в рубрике Размышления с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Умение выбирать, умение отказываться, умение настаивать на своём…

  1. Уведомление: Сколько кружков нужно дошкольнику? | Мышематика от Жени Кац

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *